Бакалавриат
2022/2023
Медиаграмотность
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Медиаобразование и медиаграмотность – важнейшая часть жизни современного общества, в котором медиа понимается как «общественное благо» и институт для развития граждан. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ внесло медиаобразование в число приоритетных направлений развития медиаотрасли. Предлагаемая дисциплина представляет собой экспериментальный курс, позволяющий познакомить студентов не только с основами медиаграмотности в целом как важнейшего феномена современной информационной культуры, но и с его современными направлениями, активно разрабатываемыми на факультете, – новостной грамотностью и трансмедиаграмотностью. Курс нацелен на преподавание важнейших постулатов ответственного отношения к информации, предлагаемой современными СМИ, на воспитание грамотного потребителя продукции медиа в целом и журналистской новости, в частности, на знакомство с азами грамотного потребительского взаимодействия с видеограми, мемами, комиксами и другими элементами современных медиа.
Цель освоения дисциплины
- Овладение базовыми навыками качественной интерпретации медиасообщений.
- Изучение методов деконструкции новостных материалов современных СМИ.
- Изучение основных понятий и ведущих компонентов феномена медиаграмотности; факторов, влияющих на ее становление; «зон риска» современных медиа.
- Знакомство со специфическими характеристиками новостных материалов, отличающими их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
- Овладение методиками оценки источников новостей.
- Освоение технологий анализа новостных материалов различных СМИ.
- Выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.
- Овладение навыками трансмедийной грамотности – грамотного пользовательского отношения к комиксам, мемам компьютерным играм и т.д.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует новостные материалы различных СМИ.
- Владеет знанием необходимого тезауруса.
- Владеет методиками атрибутирования медиатекстов.
- Выделяет специфические характеристики новостных материалов, отличающих их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
- Знаком с дискуссионными точками современной медиатеории.
- Называет имена, даты, концепции медиаграмотности.
- Называет основные определения, концепции, подходы медиаграмотности.
- Ориентируется в ведущих механизмах формирования новостной повестки дня.
- Понимает специфические особенности трансмедийного контента (комиксы, мемы, компьютерные игры, аудиовизуальные материалы и т.д.) и владеет навыками грамотного медиапотребления такого контента
- Различает маркеры новостных сообщений, помогающие отграничить их от иных материалов СМИ (рекламных, пропагандистских и т.д.).
- Различает методики манипуляции в визуальных материалах.
Содержание учебной дисциплины
- Медиаграмотность: сущность, основные понятия, проблемы формирования
- Новости в социуме: историческая ретроспектива
- Новость в современном коммуникационном пространстве
- Новости в социуме: закономерности производства, распространения и потребления
- Новость и ее «соседи» по медиапространству (проблема идентификации новостного сообщения)
- Журналистика новостей и журналистика мнений
- Источники информации, их верификация и методики оценки
- Фейк или не фейк? Проблема верификации новостных сообщений современных СМИ
- Власть изображения: манипуляционные возможности визуального контента
- Способы анализа, декодирования и деконструкции новостных сообщений современных СМИ. Методы деконструкции сообщений печатных СМИ, радисообщений, телевизионных новостных материалов.
- Специфика деконструкции сообщений новых медиа
- Основы трансмедийной грамотности
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.2 * Домашние задания + 0.4 * Творческое зачетное задание + 0.2 * Посещаемость + 0.2 * Коллоквиум
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- 17902 - Б.Козловский - Максимальный репост: Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям - 9785961415223 - Alpina - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/17902
- 20287 - И.Яблоков - Русская культура заговора: Конспирологические теории на постсоветском пространстве - 9785001392910 - Alpina - Альпина нон-фикшн - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/20287
- Амиров, В. М. Деловая журналистика : учебное пособие / В. М. Амиров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3483-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105141 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Вирен, Г. Современные медиа: Приемы информационных войн : учебное пособие / Г. Вирен. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 128 с. — ISBN 978-5-7567-0824-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97232 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Муратов, С. А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения : учебное пособие для вузов / С. А. Муратов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 240 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06810-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434634 (дата обращения: 28.08.2023).
- Тард, Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 91 с. — ISBN 978-5-507-38120-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47049 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика : учебное пособие / А. А. Тертычный. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2013. — 352 с. — ISBN 978–5–7567–0555–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68845 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.