Магистратура
2022/2023
Научно-исследовательский семинар «Понимание современного Ближнего Востока и Северной Африки»
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Международные отношения: европейские и азиатские исследования)
Направление:
41.04.05. Международные отношения
Кто читает:
Департамент зарубежного регионоведения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Лукьянов Григорий Валерьевич
Прогр. обучения:
Международные отношения: европейские и азиатские исследования
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Миссия дисциплины заключается в том, чтобы оказать содействие студентам в выборе направления исследований в рамках выбранной региональной специализации, а также в методологическом сопровождении процесса подготовки и написания самостоятельной исследовательской работы (курсовая работа, статья и магистерская диссертация). Научно-исследовательский семинар призван выполнить следующие задачи: - дать представление об основных направлениях «ближневосточных исследований», актуальных и перспективных направлениях научных изысканий; познакомить с опытом работы ведущих российских и зарубежных исследовательских и информационно-аналитических организаций и конкретных исследователей, работающих в данной области; - познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования, а также оформления и представления его результатов в виде письменного текста (аналитическая записка, статья, проект, курсовая работа, магистерская диссертация); - обучить выбору и применению конкретной методологии и методов исследования к рассмотрению и изучению международных отношений в регионе с учетом его особенностей и региональной специфики; - сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, специальными источниками информации, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности (научно-исследовательской, проектной, информационно-аналитической) по региону специализации, включающему Ближний Восток и Северную Африку
Планируемые результаты обучения
- Называет основные базы электронных ресурсов НИУ ВШЭ по проблематике НИС
- Готовит презентацию и текст выступления для защиты результатов самостоятельного исследования
- Готовит презентацию и текст выступления для публичной защиты
- Демонстрирует знание основных видов и базовых характеристик каждого вида научных мероприятий, моделей и форматов участия
- Демонстрирует знание основных элементов описания исследовательской работы и особенности их применения и обоснования
- Демонстрирует знание особенностей алгоритма планирования, организации и реализации исследования, а также оформления и представления его результатов в виде письменной самостоятельной (курсовой) работы
- Демонстрирует навык выступления на публичной защите
- Демонстрирует навык поиска и сбора релевантных исследований по интересующей теме с использованием электронных ресурсов НИУ ВШЭ
- Демонстрирует навык поиска, верифицирует и использует методологические наработки и эмпирические данные академических и научно-образовательных центров, специализирующихся на изучении БВСА.
- Имеет навык оформления справочно-библиографического аппарата
- Имеет навык прохождения полного цикла участия в научной конференции от подачи заявки до выступления и подготовки текста доклада для публикации
- Имеет навык составления заявки на участие и написания тезисов доклада выступлений
- Имеет навык формирования списка исследовательской литературы по теме исследования
- Называет основные направления и содержание исследовательской деятельности экспертно-аналитических центров изучения Ближнего Востока и Северной Африки в России, Европе и странах региона
- Называет основные российские и зарубежные академические центры, их ведущих исследователей, а также описывать основные направления их деятельности
- Называет основные требования, предъявляемые к выступающему на публичной презентации и защите результатов самостоятельного исследования
- Называет принципы подготовки и представления устных выступлений (защиты)
- Называет российские и зарубежные академические центры, их ведущих исследователей, а также описывать основные направления их деятельности
- Обозначает основные проблемы и недостатки в рамках существующих исследований Ближнего Востока и Северной Африки
- Обосновывает специфику современных исследований Ближнего Востока и Северной Африки
- Описывает основные направления и содержание исследовательской деятельности академических и научно-образовательных центров изучения Ближнего Востока и Северной Африки в России, Европе и странах региона
- Описывает основные требования, предъявляемые к выступающему на публичной презентации и защите результатов самостоятельного исследования
- Осуществляет поиск, верифицирует и использует методологические наработки и эмпирические данные академических и научно-образовательных центров, специализирующихся на изучении БВСА.
Содержание учебной дисциплины
- Специфические особенности исследований Ближнего Востока и Северной Африки. Представление силлабуса НИС
- Ключевые российские и зарубежные академические и научно-образовательные центры изучения Ближнего Востока и Северной Африки
- Ключевые российские и зарубежные фабрики мысли / Think tanks, занятые в изучении современного Ближнего Востока и Северной Африки
- Релевантные исследования Ближнего Востока и Северной Африки: как их отыскать и отличить?
- Описание и оформление самостоятельного исследования
- Основные направления и актуальные вопросы в исследованиях современного Ближнего Востока и Северной Африки: постановка проблемы и построение дизайна исследования
- Презентация результатов исследования: как её подготовить и провести?
- Презентация и обсуждение планов-проектов самостоятельных исследовательских работ студентов
Элементы контроля
- Домашнее задание №1
- Домашнее задание №2Реферат, содержащий обзор научной литературы по теме персонального исследования.
- Домашнее задание №3Тезисы по отдельному аспекту самостоятельного исследования
- Работа студентов на семинарских занятияхПосещаемость семинарских занятий фиксируется преподавателем, но не учитывается в формуле подсчета накопленной оценки.
- ЭкзаменИтоговый контроль знаний осуществляется в виде оценки текста (ОТ) и выступления (ОПр) в рамках публичной предзащиты план-проекта самостоятельного научного исследования. Оценка за итоговый контроль выставляется в виде оценки за экзамен в ведомость по формуле
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.14 * Домашнее задание №2 + 0.28 * Работа студентов на семинарских занятиях + 0.14 * Домашнее задание №1 + 0.3 * Экзамен + 0.14 * Домашнее задание №3
- 2023/2024 учебный год 2 модуль.
- 2023/2024 учебный год 4 модульРабота студентов на семинарских занятиях * 0.28 + Экзамен * 0.3 + Домашнее задание №1 * 0.14 + Домашнее задание №2 * 0.14 + Домашнее задание №3 * 0.14
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Adiong, N. M. (2013). International Relations and Islam : Diverse Perspectives. Cambridge Scholars Publishing.
- Azim Nanji. (1997). Mapping Islamic Studies : Genealogy, Continuity and Change. De Gruyter.
- Bly, R. W. (2017). Persuasive Presentations. New Word City, Inc.
- Boon, A. (2018). The Presentation. HALICO.
- Creasey, K. E. V. (DE-588)1210790874, (DE-627)1698710682, aut. (2017). The Middle East Survey Course some problems and some solutions Kate Elizabeth Creasey.
- Gilberto Peters. (2019). The Middle East: Arm Sales, Refugees and the Islamic State. New York: SNOVA. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2247361
- Halliday, F. (2004). 9/11 and Middle Eastern Studies past and future: revisitingIvory towers on sand. International Affairs, 80(5), 953–962. https://doi.org/10.1111/j.1468-2346.2004.00427.x
- Hudson, L. (2005). The New Ivory Towers: Think Tanks, Strategic Studies and“Counterrealism’’.” Middle East Policy, 12(4), 118–132. https://doi.org/10.1111/j.1475-4967.2005.00229.x
- Islamic studies in U.S. universities Carles Kurzman, Carl W. Ernst. (2012).
- Jin Wang. (2016). Middle East Studies in China: Achievements and Problems. MERIA Journal, 20(2), 51–58.
- Jonathan Schwabish. (2016). Better Presentations : A Guide for Scholars, Researchers, and Wonks. Columbia University Press.
- Laura Roselle, Sharon Spray, & Joel T. Shelton. (2019). Research and Writing in International Relations. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2143291
- Pierre Hecker, & Igor Johannsen. (2017). Concepts of Culture in Middle Eastern and Islamic Studies. Middle East : Topics & Arguments, 7(0), 5–13. https://doi.org/10.17192/meta.2017.7.6491
- Seteney Shami, & Cynthia Miller-Idriss. (2016). Middle East Studies for the New Millennium : Infrastructures of Knowledge. NYU Press.
- Shorter, F. C. (1966). The Application of Development Hypotheses in Middle Eastern Studies. Economic Development & Cultural Change, 14(3), 340. https://doi.org/10.1086/450169
- Zeev Maoz, Alex Mintz, Clifton T. Morgan, Glenn Palmer, & Richard J. Stoll. (2004). Multiple Paths to Knowledge in International Relations : Methodology in the Study of Conflict Management and Conflict Resolution. Lexington Books.
- Звягельская, И. Д. Ближний Восток и Центральная Азия: Глобальные тренды в региональном исполнении : монография / И. Д. Звягельская. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 224 с. — ISBN 978–5–7567–0990–2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115621 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- BRIDGES, D. (2020). On the (Re)presentation of Educational Research Through the Medium of the Creative Arts. Journal of Philosophy of Education, 54(5), 1398–1418. https://doi.org/10.1111/1467-9752.12498
- Carl W. Ernst. (2010). Rethinking Islamic Studies : From Orientalism to Cosmopolitanism. University of South Carolina Press.
- Dianna Booher. (2013). Persuasive Presentations. Booher Research Institute.
- Lewis, B. (2011). The End of Modern History in the Middle East. Stanford, Calif: Hoover Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=550370
- McCabe, D., Feghali, T., & Abdallah, H. (2008). Academic Dishonesty in the Middle East: Individual and Contextual Factors. Research in Higher Education, 49(5), 451–467. https://doi.org/10.1007/s11162-008-9092-9
- Monshipouri, M. (1995). The Modern Middle East: A Reader. Journal of Third World Studies, 12(2), 482–488.
- Raymond Hinnebusch. (2016). The International Politics of the Middle East. Manchester University Press.
- Shelomo Dov Goitein. (2010). Studies in Islamic History and Institutions. Brill.
- Бубнова Наталия Игоревна. (n.d.). «Мозговые центры» как актор современной политики.
- Восток в мирополитических процессах. Азия и Африка в истории международных отношений и современно..., Белокреницкий, В. Я., 2010
- Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке : Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, этнический Курдистан, соседние мусульманские районы, , 2014
- Звягельская, И. Ближневосточный клинч: Конфликты на Ближнем Востоке и политика России / И. Звягельская. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 208 с. — ISBN 978-5-7567-0754-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97266 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Кочетков, Г., & Супян, В. (2010). «Мозговые Центры» В Сша: Наука Как Инструмент Реальной Политики. Проблемы Прогнозирования, 5.
- Пиньцзе, С., & Pinjie, S. (2020). Мозговые центры вузов Китая как поставщики знаний для правительства страны ; Chinese University Think-Tanks in Knowledge Production for National Government’s Decision-Making. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.025