• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Искусство Западного Средневековья

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 88

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен искусству Западной Европы от появления первых памятников христианского искусства в Италии во второй четверти III века до сложения и развития готического стиля в XII-XV веках. Речь пойдет о развитии архитектурных типов базилики и центрического здания, прежде всего в рамках культовой архитектуры; о формах её монументального скульптурного и живописного декора – от мозаик, украшающих раннехристианские базилики Рима и Равенны, до готической скульптуры и витража; о мобильных формах церковной убранства и утвари, в также книжной миниатюре. Важное место в курсе будет отведено характеристике стилей – последовательно сменяющим друг друга раннехристианскому искусству, искусству варварских королевств, Малому римскому ренессансу, Каролингскому и Оттоновскому ренессансам и двух большим стилям – романскому и готическому. В ходе семинарских занятий студенты ознакомятся с развитием основных типов церковной архитектуры в диахроническом варианте, типами декора романского и готического портала, декором разных типов богослужебных предметов и книг.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Искусство Средневенковья» являются: — формирование у студента представлений о месте и роли искусства Средних веков в мировой истории; — о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объ-единенных понятием искусства Средних веков; —ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и истори-ческом развитии искусства в рамках искусства Средних веков; — выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерно-сти художественных процессов в культурах Средних веков; — выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Средних веков; — выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры; — выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам; — освоение студентом основных методов анализа и терминологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства
  • владеть основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития ис-кусствоведения
  • владеть основами стилистического и иконографического анализа
  • владеть понятийным аппаратом истории искусства
  • владеть терминологическим аппаратом, связанным с готической конструкцией и декором
  • знать основы конструкции и декора готического здания, их развитие в разные периоды
  • знать типологию и технику произведений изобразительного искусства указанного периода
  • уметь атрибутировать произведения искусства Средних веков
  • уметь грамотно судить о стилистической принадлежности того или иного памятника
  • уметь грамотного использовать специальную терминологию и понятийную систему, связанную с медиевистической проблематикой
  • Уметь использовать приобретенные навыки при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства Средних веков, Северного Возрождения и христианской иконографии.
  • уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству Средних веков
  • уметь правильно датировать и географически локализовать произведения искусства
  • уметь правильно определять тему и сюжет произведения искусства указанного периода
  • уметь представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением искусства Средних веков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. География и периодизация искусства средневекового Запада.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. Искусство раннехристианского периода в Италии.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. Искусство Малого римского ренессанса и варварских королевств.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. Искусство каролингского ренессанса.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. Искусство оттоновского ренессанса и первого романского стиля.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. Искусство романского стиля.
  • Готика и искусство XV века в Северной Европе. Периодизация и история изучения искусства готического стиля. Проблемы изучения искусства XV века.
  • Искусство готики в Западной Европе. Основные характеристики стиля. Происхождение и распространение стиля. Франция и региональные школы: архитектура и изобразительное искусство.
  • Искусство XV века в Северной Европе: традиция и новаторство. Проблема искусства «интернациональной готики». Региональные школы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Доклад-эссе
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Доклад-эссе
    Эссе (письменная работа объёмом до 5-6 стр.) нацелено на разработку навыков описания и овладения научной терминологией искусствоведческого анализа. В качестве тем для эссе предлагаются отдельные памятники и их сопоставление.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Студент составляет сводную таблицу по видам искусства
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене студент должен грамотно сформулировать комплекс проблем, связанных с конкретным вопросом, правильно назвать, корректно описать и датировать 5-6 памятников.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0*=0,3 тесты + 0,1 таблица +0,1 доклад-эссе + 0,1 участие в дискуссии + 0,4*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада, Воскобойников, О. С., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
  • Культура Средних веков, Карсавин, Л. П., 2003

Авторы

  • Дядюнова Наталия Артуровна
  • Пожидаева Анна Владимировна