• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Современная психология мотивации

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Современная психология мотивации» представляет собой базовый блок программы «Позитивная психология», который знакомит студентов (магистров) с основами мотивации, ее структурой и составляющими, а также наиболее существенными современными теориями, описывающими механизмы ее функционирования, развития и поддержки. Содержание курса представляет новый оригинальный подход, который отражает современное состояние этой динамично развивающейся области позитивной психологии. Его особенностью является соединение в единой объяснительной рамке широкого спектра мотивационных процессов и процессов саморегуляции – от амотивации, выученной беспомощности, внешних типов мотивации до внутренней мотивации, целей, настойчивости и разного типа когнитивных составляющих и предикторов мотивации. Курс знакомит студентов с наиболее существенными зарубежными исследованиями, мета-анализами, дискуссиями и практическим смыслом рассматриваемых теорий (в учебной и трудовой деятельности). В рамках курса мотивация рассматривается как единое системное образование, обеспечивающее побуждение, направленность и регуляцию поведения, направленного на достижение успешного результата в деятельности. Курс предполагает активное обсуждение тем, связанных со стимулированием человеческой мотивации и деятельности, знакомит с трудностями, с которыми сталкиваются исследователи при изучении мотивационных процессов и путями их возможного преодоления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о системе мотивационных и волевых процессов человека, регулирующих выполнение продуктивной деятельности, а также о роли когнитивных составляющих в этом процессе.
  • Краткое ознакомление с историей развития представлений о мотивации деятельности, основными теориями, понятиями, направлениями исследований в этих областях.
  • Формирование навыков психологического анализа мотивационных факторов человеческой деятельности, понимания источников ее успешности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные исследования и эксперименты, лежащие в основе современных теорий мотивации, уметь их анализировать и сопоставлять результаты.
  • Знать основные теории, понятия, ключевые имена в современной психологии мотивации.
  • Уметь анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствие.
  • Уметь анализировать и сопоставлять теории мотивации, понимать логику их развития.
  • Уметь анализировать мотивационные составляющие человеческой деятельности, ситуации демотивации.
  • Уметь делать практические выводы из концепций и исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в психологию мотивации деятельности.
  • Проблема амотивации. Феномен выученной беспомощности.
  • Внутренняя и внешняя мотивация деятельности, типы и источники.
  • Базовые психологические потребности, их виды, роль в мотивации и благополучии.
  • Когнитивный подход в мотивации достижения.
  • Оптимистический атрибутивный стиль, подходы к его пониманию.
  • Социокогнитивный подход к мотивации К. Двек.
  • Теория самоэффективности А. Бандуры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-тесты
    Мини-тесты (около 6 вопросов) по пройденному материалу.
  • неблокирующий Работа над статьями
    Работа в группах над статьями, предложенными в программе курса, представление результатов анализа исследований на семинарских занятиях. План дискуссии: 1. О чем исследование, основной тезис. Что делали авторы? Выборка, методики (примеры утверждений, способ анализа качественных данных), процедура исследования и его главные результаты. 2. Краткое резюме - в чем смысл, основная ценность данного исследования? 3. Какие практические выводы можно сделать из исследования? 4. Вопросы к аудитории по смыслу исследования (2-3, на понимание и/или проблемного характера)
  • неблокирующий Контрольная работа по теме «Теория самодетерминации»
    Тест из 12 закрытых и двух открытых вопросов по теме «Психология внутренней мотивации, внешней мотивации и амотивации» (темы 1-4)
  • неблокирующий Эссе 1 или участие в качестве игрока в Дебатах 1
    Эссе – творческая работа на 3-4 страницы, посвященная теме Дебатов (тема Дебатов выбирается студентами из предложенных лектором и семинаристом). Сдается за неделю до начала Дебатов.
  • неблокирующий Эссе 2 или участие в качестве игрока в Дебатах 2
    Эссе – творческая работа на 3-4 страницы, посвященная теме Дебатов (тема Дебатов выбирается студентами из предложенных лектором и семинаристом). Сдается за неделю до начала Дебатов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устной форме. Время на подготовку ответа – 40 минут. Каждый вариант состоит из двух заданий. Первое задание — теоретический вопрос, касающийся основных положений теорий и их смысла, на который следует дать развернутый ответ-рассказ. Второе задание полуоткрытое и направлено на 1) демонстрацию понимания студентами ключевых вопросов психологии мотивации, практического смысла рассматриваемых теоретических подходов и концепций и/ или 2) демонстрацию владения логикой современных исследований в области психологии мотивации и умения предложить собственный проект исследования по заданной проблеме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * Эссе 2 или участие в качестве игрока в Дебатах 2 + 0.1 * Работа над статьями + 0.1 * Эссе 1 или участие в качестве игрока в Дебатах 1 + 0.1 * Мини-тесты + 0.2 * Контрольная работа по теме «Теория самодетерминации» + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dweck, C. S. (2006). Mindset : The New Psychology of Success (Vol. 1st ed). New York: Random House. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=737546
  • Мотивация и деятельность : учеб. пособие для вузов, Хекхаузен, Х., 2003
  • Поток : психология оптимального переживания, Чиксентмихайи, М., 2015
  • Психология личности, Капрара, Дж., 2003
  • Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности: учеб.пособие для вузов, Леонтьев, Д. А., 2007
  • Теории личности, Хьелл, Л., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Development of achievement motivation, , 2002
  • Гибкое сознание : новый взгляд на психологию развития взрослых и детей, Дуэк, К., 2017
  • Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач : опросник СТОУН, Гордеева, Т. О., 2009
  • Мотивация и личность, Маслоу, А., 2014
  • Психология мотивации достижения : учеб. пособие для вузов, Гордеева, Т. О., 2015
  • Теория социального научения, Бандура, А., 2000

Авторы

  • Моспан Анастасия Никитична
  • Гордеева Тамара Олеговна