Магистратура
2022/2023
Современная психология мотивации
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Позитивная психология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Позитивная психология
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Современная психология мотивации» представляет собой базовый блок программы «Позитивная психология», который знакомит студентов (магистров) с основами мотивации, ее структурой и составляющими, а также наиболее существенными современными теориями, описывающими механизмы ее функционирования, развития и поддержки. Содержание курса представляет новый оригинальный подход, который отражает современное состояние этой динамично развивающейся области позитивной психологии. Его особенностью является соединение в единой объяснительной рамке широкого спектра мотивационных процессов и процессов саморегуляции – от амотивации, выученной беспомощности, внешних типов мотивации до внутренней мотивации, целей, настойчивости и разного типа когнитивных составляющих и предикторов мотивации. Курс знакомит студентов с наиболее существенными зарубежными исследованиями, мета-анализами, дискуссиями и практическим смыслом рассматриваемых теорий (в учебной и трудовой деятельности). В рамках курса мотивация рассматривается как единое системное образование, обеспечивающее побуждение, направленность и регуляцию поведения, направленного на достижение успешного результата в деятельности. Курс предполагает активное обсуждение тем, связанных со стимулированием человеческой мотивации и деятельности, знакомит с трудностями, с которыми сталкиваются исследователи при изучении мотивационных процессов и путями их возможного преодоления.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представлений о системе мотивационных и волевых процессов человека, регулирующих выполнение продуктивной деятельности, а также о роли когнитивных составляющих в этом процессе.
- Краткое ознакомление с историей развития представлений о мотивации деятельности, основными теориями, понятиями, направлениями исследований в этих областях.
- Формирование навыков психологического анализа мотивационных факторов человеческой деятельности, понимания источников ее успешности.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные исследования и эксперименты, лежащие в основе современных теорий мотивации, уметь их анализировать и сопоставлять результаты.
- Знать основные теории, понятия, ключевые имена в современной психологии мотивации.
- Уметь анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствие.
- Уметь анализировать и сопоставлять теории мотивации, понимать логику их развития.
- Уметь анализировать мотивационные составляющие человеческой деятельности, ситуации демотивации.
- Уметь делать практические выводы из концепций и исследований.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в психологию мотивации деятельности.
- Проблема амотивации. Феномен выученной беспомощности.
- Внутренняя и внешняя мотивация деятельности, типы и источники.
- Базовые психологические потребности, их виды, роль в мотивации и благополучии.
- Когнитивный подход в мотивации достижения.
- Оптимистический атрибутивный стиль, подходы к его пониманию.
- Социокогнитивный подход к мотивации К. Двек.
- Теория самоэффективности А. Бандуры.
Элементы контроля
- Мини-тестыМини-тесты (около 6 вопросов) по пройденному материалу.
- Работа над статьямиРабота в группах над статьями, предложенными в программе курса, представление результатов анализа исследований на семинарских занятиях. План дискуссии: 1. О чем исследование, основной тезис. Что делали авторы? Выборка, методики (примеры утверждений, способ анализа качественных данных), процедура исследования и его главные результаты. 2. Краткое резюме - в чем смысл, основная ценность данного исследования? 3. Какие практические выводы можно сделать из исследования? 4. Вопросы к аудитории по смыслу исследования (2-3, на понимание и/или проблемного характера)
- Контрольная работа по теме «Теория самодетерминации»Тест из 12 закрытых и двух открытых вопросов по теме «Психология внутренней мотивации, внешней мотивации и амотивации» (темы 1-4)
- Эссе 1 или участие в качестве игрока в Дебатах 1Эссе – творческая работа на 3-4 страницы, посвященная теме Дебатов (тема Дебатов выбирается студентами из предложенных лектором и семинаристом). Сдается за неделю до начала Дебатов.
- Эссе 2 или участие в качестве игрока в Дебатах 2Эссе – творческая работа на 3-4 страницы, посвященная теме Дебатов (тема Дебатов выбирается студентами из предложенных лектором и семинаристом). Сдается за неделю до начала Дебатов.
- ЭкзаменЭкзамен проходит в устной форме. Время на подготовку ответа – 40 минут. Каждый вариант состоит из двух заданий. Первое задание — теоретический вопрос, касающийся основных положений теорий и их смысла, на который следует дать развернутый ответ-рассказ. Второе задание полуоткрытое и направлено на 1) демонстрацию понимания студентами ключевых вопросов психологии мотивации, практического смысла рассматриваемых теоретических подходов и концепций и/ или 2) демонстрацию владения логикой современных исследований в области психологии мотивации и умения предложить собственный проект исследования по заданной проблеме.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.1 * Эссе 2 или участие в качестве игрока в Дебатах 2 + 0.1 * Работа над статьями + 0.1 * Эссе 1 или участие в качестве игрока в Дебатах 1 + 0.1 * Мини-тесты + 0.2 * Контрольная работа по теме «Теория самодетерминации» + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dweck, C. S. (2006). Mindset : The New Psychology of Success (Vol. 1st ed). New York: Random House. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=737546
- Мотивация и деятельность : учеб. пособие для вузов, Хекхаузен, Х., 2003
- Поток : психология оптимального переживания, Чиксентмихайи, М., 2015
- Психология личности, Капрара, Дж., 2003
- Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности: учеб.пособие для вузов, Леонтьев, Д. А., 2007
- Теории личности, Хьелл, Л., 1999
Рекомендуемая дополнительная литература
- Development of achievement motivation, , 2002
- Гибкое сознание : новый взгляд на психологию развития взрослых и детей, Дуэк, К., 2017
- Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач : опросник СТОУН, Гордеева, Т. О., 2009
- Мотивация и личность, Маслоу, А., 2014
- Психология мотивации достижения : учеб. пособие для вузов, Гордеева, Т. О., 2015
- Теория социального научения, Бандура, А., 2000