Бакалавриат
2022/2023
Эконометрика
Статус:
Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
104
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.01 "Экономика" подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Эконометрика».
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины — дать студентам научное представление о методах и моделях современной эконометрики, которые позволяют давать количественную оценку основным закономерностям экономической теории, а также прогнозировать социально-экономические процессы.
Планируемые результаты обучения
- Умеет содержательно интерпретировать параметры моделей с панельными данными.
- Знает методы обнаружения «единичных корней».
- Знает определение модели ARMA.
- Знает определение стационарности в широком смысле.
- Умеет определять наличие/отсутствие стационарности.
- Умеет построить модель ARMA.
- Умеет приводить ряд к стационарному виду.
- Умеет проверять гипотезы из прикладной области с помощью построенной МЛР на основе проверки статистических гипотез.
- Умеет выбирать релеватную спецификацию модели для анализа панельных данных, корректно интерпретирует результаты оценивания модели с фиксированными эффектами и модели со случайными эффектами
- Записывает уравнение регрессии, учитывающее панельный характер данных.
- Умеет оценивать параметры моделей с панельными данными
- Знать основные принципы регрессионного анализа панельных данных и уметь с ними работать
- Умеет строить модель долговременного и гармонического тренда временного ряда
- Знать основные задачи, решаемые с использованием статистического обучения.
- Знать основные проблемы, возникающие при использовании статистического обучения.
- Уметь выполнить иерархическую кластеризацию данных и интерпретировать полученные результаты
- Уметь выполнить кластеризацию к-средних с выбором оптимального числа кластеров. Уметь интерпретировать полученные результаты.
- Уметь выбрать количество и построить главные компоненты для заданного набора данных.
- Уметь дать интерпретацию главным компонентам.
- Знать понятия "выброс для линейной регрессии", "точка разбалансировки".
- Уметь диагностировать точки разбалансировки и выбросы для линейной регрессии.
- Уметь специфицировать и оценить модель логистической регрессии.
- Уметь оценить качество модели логистической регрессии
- Уметь построить регрессионное дерево
- Уметь построить дерево классификации
Содержание учебной дисциплины
- МИРЭК_1. Предварительный анализ данных
- МИРЭК_2. Модель линейной регрессии (МЛР).
- МИРЭК_3. Метод наименьших квадратов и линейная регрессия. Статистические свойства МНК оценки параметров МЛР.
- МИРЭК_4. Анализ значимости регрессоров. Прогнозирование.
- МИРЭК_5. Нарушение основных гипотез МЛР.
- МИРЭК_1-5. Обучение с учителем. Регрессионные модели с переменной структурой. Проверка гипотез о свойствах объектов и явлений с помощью МЛР.
- МИРЭК_1-10. Моделирование сезонных и не сезоных явлений.
- МИРЭК_1-11. Определение и классификация временных рядов.
- МИРЭК_9. Моделирование влияния внешних переменных на основные показатели процессов
- МИРЭК_1-12. Модели нестационарных процессов.
- МИРЭК_1-9. Модели панельных данных
Элементы контроля
- Работа на семинарах 1За работу на семинаре студент может получить от одного до пяти баллов. Один балл – студент только посетил семинар. В конце модуля баллы за работу на семинарах суммируются и переводятся в десятибалльную шкалу. Текущая оценка TO=10 Score/Score_max , где Score — сумма баллов, полученная за работу на семинарах. Score_max — максимальная сумма баллов в группе.
- Работа на семинарах 2За работу на семинаре студент может получить от одного до пяти баллов. Один балл – студент только посетил семинар. В конце модуля баллы за работу на семинарах суммируются и переводятся в десятибалльную шкалу. Текущая оценка TO=10 Score/Score_max , где Score — сумма баллов, полученная за работу на семинарах. Score_max — максимальная сумма баллов в группе.
- Работа на семинарах 3За работу на семинаре студент может получить от одного до пяти баллов. Один балл – студент только посетил семинар. В конце модуля баллы за работу на семинарах суммируются и переводятся в десятибалльную шкалу. Текущая оценка TO=10 Score/Score_max , где Score — сумма баллов, полученная за работу на семинарах. Score_max — максимальная сумма баллов в группе.
- Самостоятельная работа 1Самостоятельная работа выполняется в рамках часов, отведенных для этого в программе курса. Задание для самостоятельной работы оформлено в виде «Шаблон отчета о самостоятельной работе» (Шаблона), содержащего как само задание, так и структуру отчета. Менять структуру отчета запрещается. Шаблон содержит описание минимальных требований к полученным результатам для получения оценки "хорошо" (6 баллов)
- Самостоятельная работа 2Самостоятельная работа выполняется в рамках часов, отведенных для этого в программе курса. Задание для самостоятельной работы оформлено в виде «Шаблон отчета о самостоятельной работе» (Шаблона), содержащего как само задание, так и структуру отчета. Менять структуру отчета запрещается. Шаблон содержит описание минимальных требований к полученным результатам для получения оценки "хорошо" (6 баллов)
- ЭкзаменЭкзамен проводится в конце третьнго модуля в виде письменного теста на 45 минут с вариантами ответов на вопросы. Каждый вопрос предполагает один или несколько правильных вариантов ответа. Результат оценивается по десятибалльной шкале.
- ТестТест проводится в конце первого модуля в виде письменного теста на 30 минут с вариантами ответов на вопросы. Каждый вопрос предполагает один или несколько правильных вариантов ответа. Результат оценивается по десятибалльной шкале.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.7 * Работа на семинарах 1 + 0.3 * Тест
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.3 * Самостоятельная работа 1 + 0.1 * Работа на семинарах 2 + 0.1 * Работа на семинарах 3 + 0.2 * Экзамен + 0.3 * Самостоятельная работа 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анализ временных рядов и прогнозирование : учебник для вузов, Афанасьев, В. Н., 2010
- Введение в эконометрический анализ панельных данных : учеб. пособие, Ратникова, Т. А., 2010
- Эконометрика. Начальный курс : учебник для вузов, Магнус, Я. Р., 2001
- Эконометрика. Начальный курс : учебник для вузов, Магнус, Я. Р., 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анализ временных рядов. Прогноз и управление. Вып.1: ., Бокс, Дж., 1974
- Анализ временных рядов. Прогноз и управление. Вып.2: ., Бокс, Дж., 1974
- Анализ панельных данных и данных о длительности состояний : учеб. пособие, Ратникова, Т. А., 2014
- Эконометрика - 2: продвинутый курс с приложениями в финансах : учебник, Айвазян, С. А., 2015
- Эконометрика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Демидова, О. А., 2017
- Эконометрика для начинающих : дополнительные главы, Носко, В. П., 2005
- Эконометрика для начинающих : Осн. понятия, элементарные методы, граница применимости, интерпретация результатов, Носко, В. П., 2000
- Эконометрика. Кн. 1: Ч. 1: Основные понятия, элементарные методы; Ч.2 : Регрессионный анализ временных рядов, Носко, В. П., 2011