Бакалавриат
2022/2023
История изучаемого региона (Япония)
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Гришачев Сергей Викторович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
104
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к дисциплинам базовой профильной части профессионального цикла. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин:
— Литература изучаемого региона (Япония)
— Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Япония)
— Классический восточный язык (Японский язык)
— Культурное развитие и искусство изучаемого региона (Япония)
— Социальные и политические институты изучаемого региона (Япония)
— Экономика изучаемого региона (Япония)
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «История изучаемого региона (Япония)» являются: — создание комплексного представления о физической, социальной и экономической географии современной Японии — формирование представления об этническом составе и населении Японского архипелага, архипелагов Нансэй и Нампо — создание комплексного представления о периодизации и основных периодах истории Японии с древности до к. XVIII в.; — формирование представления о наиболее значимых научных открытиях, исторических событиях и личностях, повлиявших на ход древней и средневековой истории и на формирование японской культуры; — знакомство с основными трактовками и оценками ключевых проблем истории Японии, устоявшимися на данный момент в историографии; — анализ влияния исторического наследия на формирование культурных и мировоззренческих особенностей современного японца, на формирование его образа мышления.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует события периода Адзути-Момояма, дает оценку реформам двух объединителей Японии в компаративном сопоставлении.
- Выделяет основные характеристики периода Дзёмон и разбирается в процессах, проистекавших в этот период.
- Называет основные события периода Хэйан, разбирается в причинах смут XII в.
- Описывает трудности установления хронологических рамок периода Ивадзюку.
- Отличает артефакты эпохи Яёй, разбирается в социальной жизни протояпонцев.
- Разбирается в кодексе «Тайхо Рицурё», а также в религиозных процессах периода Нара и условиях возвышения дома Фудзивара.
- Разбирается в политическом устройстве периода Муромати, имеет представление о причинах упадка сёгуната Асикага.
- Разбирается в событиях XVI в., рассказывает о первых контактах между японцами и европейцами.
- Разбирается в типологии курганов периода Кофун и погребальном инвентаре данных захоронений.
- Рассказывает о новых буддийских школах и течениях период Камакура, а так же в формировании культурных особенностей эпохи.
- Способен сформулировать особенности культурного развития Японии в период Асука.
- Способен дать основные физико-географические характеристики Японии – климате, ландшафте, флоре и фауне страны.
- Имеет представление о ландшафте, рельефе, животном и растительном мире Японии
- Может перечислить и охарактеризовать основные агломерации Японии
- Способен перечислить и охарактеризовать основные индустриально-промышленные комплексы Японии
- Различает регионы страны и их географические и экономические особенности – Хоккайдо, Тохоку, Канто, Тюбу, Кинай, Тюгоку, Сикоку, Кюсю, архипелаг Рюкю.
Содержание учебной дисциплины
- Прибытие европейцев. Распространение христианства в Японии.
- Первые объединители Японии. Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси.
- Период Ивадзюку (японский палеолит)
- Период Дзёмон (японский неолит)
- Период Яёй
- Период Кофун (курганный период) и становление государства Ямато
- Период Асука (592–710)
- Период Нара (710–784)
- Период Хэйан (794–1185)
- Период Камакура (1192–1333)
- Период Муромати (1338–1573)
- Период Адзути-Момояма (1573–1603). Объединение Японии.
- Общие особенности географии Японии
- Ландшафт, рельеф, климат, животный и растительный мир Японии
- Народонаселение Японии
- Экономика Японии
- Регионы Японии
Элементы контроля
- Накопленная оценка за 4 модульСредняя оценка за все формы текущего контроля (доклад, участие в обсуждения на семинарах и тест) за модуль
- Накопленная оценка за 2 модульСредняя оценка за все формы текущего контроля (доклад, работа на семинарах и тест) за модуль
- Накопленная оценка за 3 модульСредняя оценка за все формы текущего контроля (доклад, участие в обсуждениях на семинарах и тест) за модуль
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.5 * Накопленная оценка за 2 модуль + 0.5 * Накопленная оценка за 3 модуль
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.7 * 2022/2023 учебный год 3 модуль + 0.3 * Накопленная оценка за 4 модуль
- 2023/2024 учебный год 3 модуль=-
- 2023/2024 учебный год 4 модуль=-
- 2024/2025 учебный год 2 модуль=-
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История Японии : учебник / под редакцией Д. В. Стрельцова. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 592 с. — ISBN 978-5-7567-0932-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112507 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- История Японии : учебник для вузов, Лещенко, Н. Ф., 2015
- История Японии, , 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- История Японии. XX век, Молодяков, В. Э., 2009