Бакалавриат
2022/2023
Академическое письмо (русский язык)
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ахапкина Яна Эмильевна,
Бажуков Максим Олегович,
Дмитриев Игорь Станиславович,
Дурнева Софья Павловна,
Логвинова Наталья Николаевна,
Макарчук Илья Владимирович,
Яковлева Анастасия Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс академического письма на русском языке для студентов программы "Фундаментальная и компьютерная лингвистика" направлен на формирование навыков критического чтения (анализа структуры, содержания, логики, иллюстративного материала статьей по специальности) и самостоятельного исследования с последующей подготовкой отчета о нем. Каждый год центрируется вокруг одной из ключевых тем. Все разделы курса изучаются на материале работ предшественников и в ходе подготовки собственного исследования. Курс завершается защитой исследовательского проекта.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины являются ознакомление студентов-лингвистов с основными особенностями научного стиля речи, изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса, как учебных, так и собственно научных, формирование навыков создания письменных и устных учебных академических текстов на основе представления об их целях, структуре, стилистических особенностях, жанровых отличиях, овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде. В рамках курса будут обсуждены особенности следующих жанров: учебное эссе, научная статья, реферат (рецензия), научный доклад, слайд-шоу к докладу. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: цели и задачи научной коммуникации, особенности научного стиля письменных и устных текстов, принципы организации научных текстов; Уметь: применять полученные знания при создании учебных исследовательских работ в письменном и устном форматах; Владеть: основными приемами чтения научных текстов и подготовки учебных исследовательских текстов, а именно работы с библиографией, подготовки плана письменной работы, отбора речевых средств, пригодных для научного стиля речи, подготовки устной презентации текста и вспомогательных материалов к ней. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - различать разговорный, научно-популярный, публицистический и научный стили речи; - выявлять тезис абзаца и тезис текста; - оценивать весомость аргумента. Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Иностранный язык; Теория языка (введение в языкознание); Языковое разнообразие. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Академическое письмо (английский язык); Курсовая работа; Научно- исследовательский семинар; Теория языка.
Планируемые результаты обучения
- Выбирает ресурсы для поиска исследований с учетом заданной темы, проверяет надежность источника, собирает информацию об авторе, готовит предварительные библиографические списки по заданной теме.
- Определяет способы сбора и анализа данных, релевантные исследовательским задачам, по заданной теме, проблеме, предложенному исследовательскому вопросу или заглавию исследовательской работы.
- Отличает научную постановку вопроса от социальной, формулирует исследовательский вопрос по заданной проблемной области, ведет деловую переписку в академическом сообществе с учетом принятых конвенций.
- Оценивает заключение чужого текста с точки зрения информативности и соответствия введению.
- Оценивает предложенные тезисы с точки зрения информативности.
- Планирует этапы собственного исследования: способы сбора и анализа данных, порядок представления тезисов, аргументов и выводов.
- Соотносит содержание доклада по прочитанной статье, собственному исследованию докладчика с релевантными вопросами на понимание и на интерпретацию услышанного.
- Составляет план и черновик аннотации для предложенной статьи.
- Формулирует варианты заглавий исследовательской работы по исследовательскому вопросу и проблемной области. Формирует списки ключевых слов по заданному тексту.
- Формулирует цель, задачи, описывает материал и методы его сбора и анализа с опорой на предложенные данные об исследовании.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Особенности научного дискурса
- 2. Выбор темы и заглавия
- 3. Материал исследования
- 4. Литература к исследованию
- 5. Введение
- 6. Основная часть
- 7. Заключение
- 8. Оформление письменной работы
- 9. Устное выступление и слайд-шоу
- 10. Что такое вторичные речевые жанры и каково их место в исследовательской работе?
Элементы контроля
- доклад по статьеСообщение в парах по заданному плану, отравжающее результаты критического чтения источника по теме года.
- письменный ответ на вопрос по статьеАргументированный ответ на вопрос по домашнему чтению с примерами, найденными счамостооятельно в НКРЯ.
- проверочная работа
- представление исследовательского проекта
- экзамен
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.1 * письменный ответ на вопрос по статье + 0.1 * проверочная работа + 0.1 * доклад по статье + 0.3 * экзамен + 0.4 * представление исследовательского проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей - филологов и учащихся ст. кл. школ гуманитарного профиля, Солганик, Г. Я., 2005
- Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей - филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля, Солганик, Г. Я., 2006
- Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся ст. кл. школ гуманитар. профиля, Солганик, Г. Я., 2015
Рекомендуемая дополнительная литература
- Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).