• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Практикум: Коучинг персонала

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по выбору предназначен для студентов, желающих овладеть навыками индивидуального коучинга. В процессе прохождения курса студенты освоят основные навыки проведения индивидуального коучинга, достаточные для профессиональной работы. Процесс обучения практикоориентированный, студенты осваивают техники индивидуального коучинга в ходе практических упражнений. В качестве итоговой отчётности студенты проводят собственную сессию с клиентом с последующей супервизией преподавателя. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  Общая психология (разделы: Психология личности, Психология мотивации, Психология эмоций)  Социальная психология (разделы: Социальная психология личности, Психология общения). Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:  Знание социально-психологических механизмов и техник общения, вступления в контакт;  знание личностных особенностей, которые могут повлиять на характер контакта (типы темперамента, характера, направленности личности, акцентуации характера и т.п.); знание психологических механизмов целеполагания, принятия решений, планирования деятельности, мотивационных процессов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Знать, воспроизводить основные принципы, особенности, модели индивидуального коучинга.
  • 2. Дифференцировать коучинг от других практик психологической помощи (психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция, тренинг и т.п.).
  • 3. Владеть, уметь выполнять основные техники коучинга. Выбирать техники, релевантные целям и задачам клиента.
  • 4. Уметь анализировать проведенную сессию, проявленные в ней компетенции, простраивать индивидуальный план своего развития как коуча.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дифференцирует коучинг от других форм и видов психологической помощи. Различает виды коучинга.
  • Распознает теоретический подход, в котором работает коуч. Объясняет и анализирует происхождение конкретных техник в коучинге.
  • Устанавливает раппорт с клиентом, применяет метапозицию, применяет третий уровень слушания (глубинное слушание), задает открытые сильные вопросы, смартирует цель клиента.
  • Распознает запрос на работу с проектом. Структурирует сессию в соответствии с запросом. Применяет техники: Стратегии Диснея, Держатели акций, Пирог времени, Шкала времени, Шкала состояний, Раскажровка, техники планирования.
  • Распознает необходимость работы с мотивацией в коучинге. Применяет техники: Что если, Волшебные вопросы, Мотивирующие слова, Пирамида логических уровней, Модель Т.
  • Распознает ситуации, когда необходимо работать с ценностями клиента. Применяет техники работы с ценностями: проективные, прямые, ЦОС (ценностный образ себя).
  • Распознает ситуации, когда необходимо работать с убеждениями клиента. Применяет когнитивную модель, различает ограничивающие и поддерживающие (ресурсные) убеждения. Применяет техники: заполнения пустоты (АВС), модель PTRACTICE, техники работы с ограничивающими убеждениями.
  • Распознает ситуации, когда необходимо работать с состоянием клиента. Применяет техники: шкала состояний, колесо баланса, техники mindfullness. Различает ресурсное и нересурсное состояние клиента. применяет техники вхождения в ресурсное состояние, состояние потока.
  • Идентифицирует сопротивление клиента. Различает виды сопротивления. Определяет причины сопротивления. Применяет техники преодоления сопротивления клиента.
  • Анализирует собственные личностные особенности с точки зрения соответствия модели личности коуча. Применяет модель компетенций коуча для анализа своей коучинговой деятельности. Строит план собственного профессионально-личностного развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Коучинг как вид психологической помощи. Виды коучинга.
  • Тема 2. Теоретические подходы в коучинге.
  • Тема 3. Этапы индивидуального коучинга. Модели коучинга.
  • Тема 4. Технология индивидуального коучинга. Базовые техники.
  • Тема 5. Технология индивидуального коучинга: работа с проектом
  • Тема 6. Технология индивидуального коучинга: работа с мотивацией в коучинге
  • Тема 7. Технология коучинга: работа с ценностями.
  • Тема 8. Технология индивидуального коучинга. Работа с убеждениями в коучинге.
  • Тема 9. Технология индивидуального коучинга. Работа с эмоциональным состоянием.
  • Тема 10. Работа с сопротивлением в коучинге.
  • Тема 11. Личность коуча. Модели компетенций коуча (ICF, АРК). Качества, необходимые коучу, и противопоказания к работе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
    Оценивается выполнение упражнений и техник на занятии. Студент должен продемонстрировать владение техниками коучинга на занятии.
  • неблокирующий Проведение и анализ итоговой сессии. Супервизия.
    Студент самостоятельно проводит индивидуальную сессию коучинга с клиентом (клиентом может быть как другой студент, так и любой другой человек). Сессия записывается на аудио или видео носитель (с разрешения клиента), затем транскрибируется и анализируется (этапы, техники, удачные или неудачные приемы, возможности развития).
  • неблокирующий Взаимное оценивание (супервизия) индививидуальной сессии
    Каждый студент оценивает и рецензирует две сессии (двух других студентов). Выставляется оценка по заданным критериям, а также пишется развернутый отзыв на сессию. Отзыв загружается в LMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.6 * Работа на занятиях + 0.1 * Взаимное оценивание (супервизия) индививидуальной сессии + 0.3 * Проведение и анализ итоговой сессии. Супервизия.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Консультирование и коучинг персонала в организации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Антонова Н.В., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Жизнь в потоке. Коучинг : пер. с англ., Аткинсон, М., 2014
  • Как усилить свою силу ? Коучинг, Мелия, М., 2009
  • Командный коучинг на рабочем месте : технология создания самообучающейся организации, Клаттербак, Д., 2008
  • Коучинг : основные принципы и практики коучинга и лидерства, Уитмор, Дж., 2019

Авторы

  • Антонова Наталья Викторовна