Магистратура
2022/2023
Социологические методы онлайн-исследований
Статус:
Курс по выбору (Социология публичной сферы и цифровая аналитика)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Стрельникова Анна Владимировна
Прогр. обучения:
Социология публичной сферы и цифровая аналитика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Сфера методического оснащения социологических исследований традиционно считается наиболее консервативной, однако и она реагирует на бурные изменения социума. Современному социологу приходится учитывать, что его «объект» живет в мире многообразия новых онлайн-технологий, оказывающих влияние на все сферы повседневной жизни. В связи с этим возникает целый ряд методических проблем и возможностей, а также появляется необходимость рассмотрения потенциала методов сбора и дальнейшего использования данных в новых социальных и технологических реалиях. В рамках курса предполагается рассмотрение таких тем как место онлайн-исследований среди других стратегий и методов сбора данных; digital феномены и digital методы; опросные и не-опросные методы онлайн (от онлайн-анкет до мобильной этнографии); организационно-технические возможности проведения онлайн-исследований (от подготовки технического задания до создания исследовательского архива).
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с многообразием актуальных методов онлайн-исследований: демонстрация разнообразия актуальных методов онлайн-исследований и обучение студентов пониманию специфики их использования, учитывая методические и организационно-технические возможности и ограничения.
- Обсуждение опыта использования специализированных инструментов для оперативного сбора онлайн-данных и выработка практических навыков по подготовке, проведению и аудиту прикладного исследования, реализованного при помощи онлайн-методов.
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками использования специализированных онлайн-сервисов (Яндекс.Исследования и др.), ориентируется в принципах подготовки и работы исследовательских архивов онлайн.
- Знает об основных трендах цифровой реальности.
- Понимает особенности роли мобильного исследователя и специфику мобильных методов.
- Понимает причины и последствия технологизации методов сбора данных (ситуация сбора данных, характер данных, способы использования результатов).
- Понимает этические особенности проведения онлайн-исследований.
- Умеет составить инструментарий для онлайн-опроса и скорректировать имеющийся инструментарий.
- Умеет составить не-опросный инструментарий для его использования онлайн и скорректировать имеющийся инструментарий.
Содержание учебной дисциплины
- Цифровая реальность, социум и методы
- Опросные методы онлайн: онлайн-анкетирование, онлайн-интервью, онлайн фокус-группы, исследовательские сообщества.
- Не-опросные методы онлайн: нетнография, анализ медиапространства, цифровая картография.
- Использование специализированных онлайн-ресурсов. Исследовательские архивы онлайн.
- Организационно-технические аспекты при проведении онлайн-исследований.
Элементы контроля
- Домашнее задание 1В ходе выполнения домашнего задания 1 (эссе) студент должен продемонстрировать рефлексию относительно использования различных онлайн-методов применительно к выбранной теме исследования. Объем эссе 700-1500 слов. Оценивается: ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ творческий подход к ответу на вопрос, наличие признаков критического мышления.
- Домашнее задание 2 (проект)Проект "Анализ сообщества" по выбору студента
- Активность на семинарских занятияхВ развернутых ответах на вопросы студент должен продемонстрировать понимание основных проблем и современных интерпретаций цифровых феноменов и онлайн-методов, обсуждаемых на лекционных и семинарских занятий, а также хорошее знание первоисточников.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.25 * Домашнее задание 1 + 0.45 * Домашнее задание 2 (проект) + 0.3 * Активность на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Sheller, M., & Urry, J. (2006). Mobile Technologies of the City. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=157819
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- ТЕРЕНТЬЕВ Евгений Андреевич, НЕФЁДОВА Алёна Игоревна, & ГРУЗДЕВ Иван Андреевич. (2016). Влияние визуализации опросного инструментария в онлайн-исследованиях на качество данных. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (5 (135)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16918118
Рекомендуемая дополнительная литература
- de Souza e Silva, A., & Sheller, M. (2014). Mobility and Locative Media : Mobile Communication in Hybrid Spaces. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=831957
- Королева, Д. О. (2016). Always Online: Using Mobile Technology and Social Media at Home and at School by Modern Teenagers ; Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B081B542
- ФЕДОРОВСКИЙ А.М. (2015). Качество онлайн-опросов. Методы проверок. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (3 (127)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16051523