Бакалавриат
2022/2023
Готика и искусство XV века в Северной Европе
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Курс является логическим продолжением обязательного курса «Искусство Средневековья» и начинается с «романской преамбулы», обрисовывающей историко-культурную ситуацию в Западной Европе XII в и проблему формирования второго большого стиля в истории искусства Средних веков. В курсе лекций будут рассмотрены архитектура, скульптура, живопись и декоративно-прикладное искусство Западной Европы XII-XV вв с акцентом на «родине стиля» —— Франции и проблемы экспансии готического стиля в другие регионы Западной Европы. Важная тема курса – характеристика культуры и искусства XV века как финального периода развития готического стиля в Европе. На семинарских занятиях студенты представляют собственные опыты стилистического и иконографического анализа памятников готического искусства.
Цель освоения дисциплины
- сформировать представление об общекультурной ситуации в Западной Европе в XII-XV веках, проблематикой изучения последнего большого стиля Средневековья, его периодизацией, основными характеристиками в разных регионах, вопросами установления его хронологических границ и его связи с последующими периодами, в частности, с периодом Северного Возрождения
- получить первоначальное представление о готическом типе конструкции, его вариантах в разные периоды и в разных регионах, формами декора готического здания
- получить первоначальное представление о типологии и общем корпусе произведений монументального и станкового искусства XV века в Северной Европе
- выработать умение узнавать и датировать произведения искусства Западной Европы XII-XV веков
- выработать умение грамотно определять принадлежность произведения к тому или иному региону Западной Европы готического периода
- получить первоначальное представление об основных типах построек и произведений XII-XV веков, формах и техниках, как традиционно существовавших, так и появившихся в этот период
Планируемые результаты обучения
- владеть основами стилистического и иконографического анализа
- владеть терминологическим аппаратом, связанным с готической конструкцией и декором
- знать основную проблематику, связанную с культурной, религиозной, художественной ситуацией в Западной Европе XII-XV вв., историей изучения культуры и искусства указанного периода
- знать основы конструкции и декора готического здания, их развитие в разные периоды
- знать периодизацию искусства Западного Средневековья и Ренессанса, в частности – готического периода и ars nova
- знать типологию и технику произведений изобразительного искусства указанного периода
- уметь грамотно судить о стилистической принадлежности того или иного памятника
- уметь грамотного использовать специальную терминологию и понятийную систему, связанную с медиевистической проблематикой
- Уметь использовать приобретенные навыки при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства Средних веков, Северного Возрождения и христианской иконографии.
- уметь правильно датировать и географически локализовать произведения искусства
- уметь правильно определять тему и сюжет произведения искусства указанного периода
Содержание учебной дисциплины
- Готика и искусство XV века в Северной Европе. Романская преамбула. XII век в Западной Европе: традиции и новации.
- Готика и искусство XV века в Северной Европе. Периодизация и история изучения искусства готического стиля. Проблемы изучения искусства XV века.
- Искусство готики в Западной Европе. Основные характеристики стиля. Происхождение и распространение стиля. Франция и региональные школы: архитектура и изобразительное искусство.
- Искусство XV века в Северной Европе: традиция и новаторство. Проблема искусства «интернациональной готики». Региональные школы.
Элементы контроля
- Работа в семинареПримеры заданий: • Литургия и устройство готической церкви. Обстановка внутри церкви • Эжен Виолле-ле-Дюк и проблемы реставрации средневекового искусства • Романский и готический портал: проблема влияния богословия на изображение • Виллар де Оннекур и книга образцов. Дискуссия о персонаже и памятнике • Сугерий и трактат Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии». Теория образа • Структура и типология готического витража • Визионерская литература Позднего средневековья и ее влияние на сюжеты и трактовку изображений. Ретабли и андахтсбильдер • Готические маргиналии и история их осмысления в науке • Мистерии и их влияние на иконографию в готический период Проверяет планируемые результаты обучения: o знать основную проблематику, связанную с культурной, религиозной, художественной ситуацией в Западной Европе XII-XV вв., историей изучения культуры и искусства указанного периода
- Тест-угадайкаТест-угадайка, подготовка к которому составляет домашнее задание, состоит из 15 изображений и оценивается по 10-балльной шкале, где ответ на один вопрос приравнивается к 0,5 балла. Примеры заданий: Идентифицируйте период, стиль, вида искусства, автора (если известен) географическую локализацию и приблизительную датировку памятника (фото прилагается).
- Доклад
- ТестВ ответах на вопросы теста проверяется способность студента к правильной атрибуции произведения.
- Домашнее заданиеСтудент готовит сводную таблицу памятников по видам искусства.
- ЭкзаменНа устном экзамене студент должен грамотно сформулировать комплекс проблем, связанных с конкретным вопросом, правильно назвать, корректно описать и датировать 5-6 памятников.
- ЭкзаменНа устном экзамене студент должен грамотно сформулировать комплекс проблем, связанных с конкретным вопросом, правильно назвать, корректно описать и датировать 5-6 памятников.
- Доклад
- ТестВ ответах на вопросы теста проверяется способность студента к правильной атрибуции произведения.
- Домашнее заданиеСтудент готовит сводную таблицу памятников по видам искусства.
- Домашнее заданиеСтудент готовит сводную таблицу памятников по видам искусства.
- ЭкзаменНа устном экзамене студент должен грамотно сформулировать комплекс проблем, связанных с конкретным вопросом, правильно назвать, корректно описать и датировать 5-6 памятников.
- Доклад
- ТестВ ответах на вопросы теста проверяется способность студента к правильной атрибуции произведения.
- Домашнее заданиеСтудент готовит сводную таблицу памятников по видам искусства.
- Доклад
- ТестВ ответах на вопросы теста проверяется способность студента к правильной атрибуции произведения.
- ЭкзаменНа устном экзамене студент должен грамотно сформулировать комплекс проблем, связанных с конкретным вопросом, правильно назвать, корректно описать и датировать 5-6 памятников.
- Доклад
- ТестВ ответах на вопросы теста проверяется способность студента к правильной атрибуции произведения.
- Домашнее заданиеСтудент готовит сводную таблицу памятников по видам искусства.
- ЭкзаменНа устном экзамене студент должен грамотно сформулировать комплекс проблем, связанных с конкретным вопросом, правильно назвать, корректно описать и датировать 5-6 памятников.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3тест+0.1таблица+0.2работа в семинаре+0.4экзамен