Бакалавриат
2022/2023
Стратегический менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
10
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Стратегический̆ менеджмент» являются развитие способностей̆ стратегического мышления и навыков разработки стратегических альтернатив для принятия решений в области стратегического управления организацией̆, функционирующей̆ в условиях высокой̆ конкуренции, изменчивости и непредсказуемости внешней̆ среды. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой̆ учебной̆ и научной̆ литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.
Планируемые результаты обучения
- Владеет инструментами и методами анализа внутренней среды компании и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
- Владеет инструментами анализа макроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования;
- Владеет характеристиками корпоративной стратегии фирмы, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным головным центром, использует матричные методы методы для анализа и разработке предложений по управлению бизнес портфелем корпораций.
- Знает базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их использовать для решения задач развития компании
- Знает как основные элементы реализации стратегии, влияющие на достижение успеха, возможности изменения систем компании, корпоративные системы и культура влияют на внедрение стратегии и используют их для изменения стратегии и бизнес-модели компании
- Определяет виды и ценности ресурсов и компетенций и используют их при проведении VRIS анализа ресурсов компании
- Определяет типы базовых стратегиях М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес стратегий и используют их при разработке стратегических решений
- Приводит примеры стратегий в различных отраслях, объясняет выбор ими бизнес-модели и формирует предложения по разработке и стратегии компании на различных уровнях
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в стратегический̆ менеджмент
- Тема 2. Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели.
- Тема 3. Стратегическое направление развития организации: целевые установки.
- Тема 4. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии
- Тема 5. Внешняя среда организации: определение возможностей̆ и угроз.
- Тема 6. Стратегический̆ анализ внутренней̆ среды организации.
- Тема 7. Портфельный̆ анализ диверсифицированной̆ компании
- Тема 8. Корпоративные и конкурентные стратегии
- Тема 9. Определение и выбор стратегических альтернатив развития организации.
- Тема 10. Обоснование бизнес-стратегии организации в формате бизнес-модели.
- Тема 11. Реализация стратегии: управление организационными изменениями
Элементы контроля
- Контрольные тестыКонтрольные тесты – в течение всего курса вне занятий студенты выполняют 5 тестов по теоретическому материалу и изученным академическим публикациям. В каждом тесте 10 вопросов. Каждый правильный ответ – 1 балл. В итоговую формулу оценки идет средняя оценка за все 5 тестов (оценка не подлежит округлению).
- Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании в формате бизнес-модели»
- Экзамен-2Экзамен– проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 4 модуля в формате индивидуальной письменной работы и включает задачу и 3 открытых вопроса.
- Экзамен-1Экзамен –2 проводится по итогам выполнения 1 части группового проекта «Разработка бизнес-стратегии компании» в рамках экзаменационной сессии 1 модуля. Формат – видеопрезентация.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.55 * Контрольные тесты + 0.45 * Экзамен-1
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.51 * Экзамен-2 + 0.11 * Контрольные тесты + 0.38 * Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании в формате бизнес-модели»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 8930 - М.Портер - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - 9785961443363 - Alpina - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
- Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
- Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Учебное пособие / Портер М.Е., Калинина Е.Ю., - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 715 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5727-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/615259
- Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2006
- Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009
- Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918
- Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд III. - Пер. с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, IRWIN, 2000. - 412 с. - ISBN 5-16-000166-2 (русск.), ISBN 0-256-11240-1 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/453177
- Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Школы стратегий : стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Минцберг, Г., 2000