• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Глобальные вызовы, ресурсы и возможности для устойчивого развития

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Архипова Ирина Петровна, Островская Юлия Евгеньевна
Прогр. обучения: Управление устойчивым развитием компании
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Обучение на данном курсе основано на анализе студентов глобальных проблем и поиска решений задач, поставленных Организацией Объединенных Наций. Этот курс должен позволить студентам понять, какие трансформационные изменения необходимы для борьбы с глобальными вызовами для достижения устойчивого развития и постепенно стать «агентами социальных изменений» как на концептуальном, так и на практическом уровне. Этот курс знакомит с ключевыми теоретическими рамками и инструментами для достижения ЦУР и интеграции ответственности и устойчивости в ведение бизнеса со смыслом в реализацию Повестки 2030, учит балансировать интересы заинтересованных сторон. Этот курс, основанный на междисциплинарном подходе к обучению, направлен на воспитание нового поколения осознанных бизнес-лидеров с устойчивым мировоззрением, обладающих знаниями в области устойчивого развития, владеющих навыками трансформации бизнеса в соответствии с ESG-целями, принципами корпоративного управления и подходами социально-ответственного инвестирования, готовых включиться в работу на глобальном уровне и объединять заинтересованные стороны для достижения ощутимых результатов в ближайшие десятилетия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Познакомить с ключевыми теоретическими рамками и инструментами для достижения ЦУР и интеграции ответственности и устойчивости в ведение бизнеса со смыслом в реализацию Повестки 2030; • Сформировать понимание о глобальных вызовах и их взаимосвязи с международной повесткой устойчивого развития; • Узнать, что такое устойчивое развитие, ЦУР ООН, ESG, КСО, зеленое финансирование, зеленая экономика, НКО, системная благотворительность, волонтерство, социальное предпринимательство и другие. • Развить представление о том, как общественные науки объясняют процессы социальных изменений в контексте устойчивого развития; • Освоить методы оценки различных подходов к социальным изменениям в анализе актуальных политических трендов; • Уметь разрабатывать стратегию в области устойчивого развития как часть бизнес стратегии компании; • Уметь управлять репутационными рисками и формировать нефинансовую отчетность в соответствии со всеми международными стандартами, взаимодействовать с заинтересованными сторонами, измерять эффективность деятельности компании в области устойчивого развития; • Знать как организовать операционную систему управления устойчивым развитием организации; • Понимать как влияет ESG на финансовые показатели компании и владеть инструментами оценки соответствия деятельности компании факторам ESG; • Изучить лучшие практики компаний-лидеров в области устойчивого развития
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и корректно применяет термины и ключевые понятия дисциплины, историю формирования концепции Устойчивого развития
  • Понимает, распознает, кто\что является основными драйверами повестки устойчивого развития в мире
  • Понимает, как объединены экологический, социальный и экономический векторы развития в рамках концепции Устойчивого развития
  • Знает 17 целей УР ООН и определяет, как они интегрированы в бизнес стратегию компании. Умеет работать с показателями ЦУР ООН
  • Предлагает варианты решения социальных противоречий и создания благополучного и справедливого общества
  • Понимает причинно-следственную связь между деятельностью человека и экологическими вызовами
  • Предлагает решения экологических проблем с учетом интересов всех заинтересованных сторон
  • Понимает последствия роста населения и чрезмерного потребления
  • Предлагает решения по осознанному потреблению и экономике замкнутого цикла
  • Понимает необходимость поиска комплексных и инновационных решений по обеспечению экономического благосостояния нынешних поколений при условии сохранения ресурсов для будущих поколений
  • Знает как остановить растущий рост неравенства внутри стран и между ними
  • Знает факторы ESG. Понимает, как влияет бизнес на глобальные вызовы
  • Понимает, как работает зеленое финансирование
  • Умеет анализировать ESG-индексы и рэнкинги
  • Понимает как влияет ESG на финансовые показатели компании и владеть инструментами оценки соответствия деятельности компании факторам ESG
  • Понимает роль общественных институтов и бизнес-ассоциаций, умеет создавать социальные партнерства
  • Описывает систему управления некоммерческой организации, ключевые направления деятельности некоммерческих организаций
  • Объясняет как программы КСО, благотворительность, волонтерство влияют на взаимодействие со стейкхолдерами, благополучателями и вовлеченность сотрудников
  • Знает различные форматы волонтерской деятельности и социального предпринимательства
  • Проводит оценку эффективности социальных инвестиций
  • Знает основных игроков, кто формирует гражданское общество, включая международные организации
  • Понимает, что такое этика бизнеса и роль саморегулирования в достижении ЦУР
  • Знает основные внутренние документы компании, регулирующие соблюдение этики ведения бизнеса и построения взаимоотношений работодателя с сотрудниками компании
  • Понимает, как содействовать построению миролюбивого и открытого общества
  • Знает основные этапы построения стратегии компании в области устойчивого развития как часть бизнес стратегии компании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Термины и определения. История развития концепции устойчивого развития в мире и в России
  • Тема 2. Глобальные вызовы. 17 ЦУР ООН
  • Тема 3. Борьба с нищетой и ликвидация голода. Продовольственная безопасность. Доступность качественного здравоохранения и образования. Права человека, социальное неравенство и инклюзия
  • Тема 4. Борьба с изменением климата, углеродная нейтральность и зеленый курс развития экономики. Снижение биоразнообразия. Уменьшение лесокрытых площадей.
  • Тема 5. Рост численности населения. Урбанизация и устойчивые города. Рациональное потребление и циркулярная экономика. Социально-экономическая поляризация мира
  • Тема 6. Бизнес и устойчивое развитие. ESG принципы. Зеленые финансы. Нефинансовая отчетность. Основные понятия и определения.
  • Тема 7. Влияние S-факторов на устойчивость компании. HКО. Благотворительность. Волонтерство. Оценка эффективности социальных инвестиций.
  • Тема 8. Сотрудничество и роль ключевых заинтересованных сторон в формировании запроса на устойчивое развитие. Роль государства и общественных институтов в формировании гражданского общества.
  • Тема 9. Система управления стратегией компании в области устойчивого развития. Профессия менеджера по устойчивому развитию/КСО менеджера
  • Тема 10. Стратегии и практики устойчивого развития. Кейсы компаний
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа на уроке
  • неблокирующий Домашнее задание
  • блокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.5 * Домашнее задание + 0.2 * Самостоятельная работа на уроке + 0.3 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Our common future : [Brundtland-Report] / World Commission on Environment and Development. Chairman: Gro Harlem Brundtland (Norway) . (1987). Oxford [u.a.]: Oxford Univ. Pr. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.049933515
  • Больше добра - больше прибыли : как создать крупный бизнес, не забывая о социальной ответственности, Леффлер, И., 2015
  • Ващалова, Т. В.  Устойчивое развитие : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Ващалова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07850-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438478 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Пределы роста: 30 лет спустя, Медоуз, Д. Х., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Rimanoczy, I. (2013). Big Bang Being : Developing the Sustainability Mindset. Sheffield: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=760627

Авторы

  • Архипова Ирина Петровна