• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Социология потребления

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология потребления» знакомит студента с представлениями о природе потребления с позиции современной экономической социологии. С учетом практической составляющей студенты получают полноценное видение того, как необходимо исследовать потребление населения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение ядром концептуального аппарата современной экономической социологии в области изучения потребления населения
  • Обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований потребления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует особенности потребления в России.
  • Анализирует особенности потребления в СССР
  • Анализирует причины различий в потреблении
  • Владеет основами концепций формирования ценностей
  • Знает основные причины различий в структурах повседневности 15-18 веков
  • Знает основные функции питания и одежды, сравнивает концепции объяснения различий в потреблении
  • Знает основные элементы системы вещей и умеет их применять к анализу потребления
  • Знает основные этапы разлития торговли и их особенности, умеет сравнивать
  • Сравнивает классические и современные экономические теории потребления
  • Сравнивает концепции культурного и этического потребления
  • Сравнивает концепции потребления на основе теории знаков и другие теории
  • Сравнивает концепции экономического и социологического подходов к изучению потребления
  • Сравнивает различные концепции новых типов обществ
  • Умеет анализировать причины и последствия макдональдизации
  • Умеет анализировать различия в стиле жизни
  • Умеет применять концепцию постмодерна к анализу современного потребления
  • Умеет применять основные концепции потребления туризма и досуга к современности
  • Умеет использовать понятия моды и рекламы для исследования потребления. Умеет сравнивать потребительские практики мужчин и женщин.
  • Умеет использовать результаты социологической теории для анализа новых экономических подходов к исследованию потребления.
  • Умеет различать и применять подходы различных наук к исследованию потребления
  • Умеет выделять особенности общества постмодерна в современном потреблении
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1. Предмет социологии потребления. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления
  • Лекция 2. История потребления в Европе и в мире
  • Лекции 3-4. Тенденции в потреблении в СССР и в России 1990х-2000х.
  • Лекция 5. Система вещей и потребление знаков
  • Лекция 6. Основные концепции формирования ценности вещей
  • Лекция 7. Концепция стиля жизни в теории потребления. Потребление и социальная стратификация.
  • Лекция 8. Теории новых типов обществ в социологии потребления
  • Лекция 9. Трансформации потребления в обществе постмодерна и макдональдизации.
  • Лекция 10. Потребление в контексте культуры и этики
  • Лекция 11. Гендер, мода и реклама в потреблении
  • Лекция 12. Основные теоретические подходы к изучению потребления и их особенности
  • Лекции 13-14. Как изменялись экономические модели потребления под влиянием социологических концепций
  • Семинар 1. "Структуры повседневности" Ф.Броделя
  • Семинар 2. Потребление в СССР
  • Семинар 3. Потребление в сферах питания и одежды
  • Семинар 4. Потребление в сферах туризма и культуры.
  • Семинар 5. Шоппинг как способ потребительского поведения.
  • Семинар 6. "Система вещей" Ж.Бодрийяра.
  • Семинар 7. Потребление в современную эпоху: макдональдизация и постмодерн.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Эссе
    Требования к написанию эссе Сдача эссе - 16 октября, до 24.00. Эссе оценивается с макс.оценкой в 10 баллов. После этого срока эссе не принимается (оценка 0). Переписать эссе, получившее неуд.оценку, можно к пересдаче в январе. Объем эссе – 6-8 стр., 12 кегль, 1,5 интервал. Необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими данными (Росстат – использование данных Росстата обязательно), описывающими развитие сферы потребления в России. Используя полученные знания в области теоретических концепций социологии потребления, экономики и экономической социологии, проанализируйте тенденции и закономерности потребления в какой-либо сфере (например, товары длительного пользования, продукты питания, жилье, медицинские, образовательные услуги, культура и т.д.). Использование многомерных методов (регрессии, кластерный или факторный анализ) не предполагается. Помните, что финансовое и сберегательное поведение не являются предметом анализа в социологии потребления! В случае сомнений в релевантности темы обсудите ее формулировку с преподавателем. В эссе нужно проанализировать: • либо динамику потребления в какой-либо сфер (например, товары длительного пользования, продукты питания, жилье, медицинские, образовательные услуги, культура и т.д.), • либо различия в потреблении между социальными группами (по доходу, составу семьи и т.д.). • либо различия в потреблении между регионами России или Россией и другими странами Перед началом работы внимательно прочтите "Рекомендации по написанию эссе" в разделе "Материалы". Источники данных для эссе 1) Статистический сборник «Социальное положение и уровень жизни населения России», последний год издания на момент чтения курса. Доступен в электронном виде https://rosstat.gov.ru/ в разделе "Публикации"/ "Каталог публикаций"/ Статистические издания. 2) Информационно-аналитические материалы Росстата https://rosstat.gov.ru/compendium 3) Данные Единой межведомственной информационно-статистической системы https://rosstat.gov.ru/emiss Для эссе по социологии потребления помимо рекомендованного раздела с сайта Росстата можно пользоваться витриной статистических данных https://showdata.gks.ru/finder/ и российскими статистическими ежегодниками, за 2018 и 2019 годы доступны здесь https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 Для эссе по теме, связанной с туризмом, рекомендуем посмотреть материалы бюллетеня, выпущенного ко всемирному дню туризма (см. на основном сайте Росстата https://rosstat.gov.ru/). ДОПОЛНИТЕЛЬНО вы можете использовать любые материалы (данные опросов, статей и т.д.) с адекватным оформлением ссылок на источники. ОБЯЗАТЕЛЬНО в эссе должны быть ссылки на используемые данные Росстата (на интернет страницу, либо на номер таблицы в сборнике), а также В ПРИЛОЖЕНИИ – исходная таблица с данными (которая не является частью текста эссе). Количество таблиц и графиков не регламентируется, но их объем не должен превышать объем текста.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад по теме семинарского занятия студент делает на основе литературы, предложенной преподавателем. Все статьи и части книг предлагаются в электронном видев системе LMS. В течение каждого семинара делается 4 доклада по теме семинара. Студент, делающий доклад, должен представить к началу семинарского занятия тезисы доклада (1-2 стр.), а затем кратко и внятно (не более 10 минут) изложить материал статьи (главы книги), ответить на вопросы студентов и преподавателя. Распределение докладов. Всего 28 текстов за модуль, т.е. около 1 доклада на студента. К каждому семинару - 3-4 доклада (очень кратких, 8-10 минут максимум), дальше - обсуждение. Обязательные тексты рекомендуется читать всем (по 2 на полгруппы), чтобы иметь возможность принять участие в обсуждении.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    ответ на вопрос, комментарий, полемический вопрос и т.д.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.25 * Эссе + 0.15 * Доклад + 0.2 * Работа на семинаре + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ильин, В. И.  Социология потребления : учебник для академического бакалавриата / В. И. Ильин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 433 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08321-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438290 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Социология потребления : учеб. пособие, Рощина, Я. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранное. Т.1: Философия культуры, Зиммель, Г., 1996
  • Избранные сочинения. Т.1: ., Маркс, К., 1984
  • К критике политической экономии знака, Бодрийяр, Ж., 2007
  • Макдональдизация общества 5, Ритцер, Дж., 2011
  • Социология потребления : учеб. пособие / М.Е. Родионова, С.В. Назаренко, Е.А. Агеева, Н.И. Киселева, К.В. Голубева. — М. : ИНФРА-М, 2018. —189 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/970001