Магистратура
2022/2023
История педагогической мысли и реформы образования
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина погружает студента – управленца в сфере образования в круг проблем истории образования, шире – педагогической мысли, развитие которой неразрывно связано с цивилизационной трансформацией общества. Представленный (осваиваемый) материал позволяет студенту познакомиться с современными взглядами на теорию и историю образования, задуматься над этическими и идейными основами их решения различными школами. Изучение дисциплины базируется на гуманитарных и общественных дисциплинах, которые студент изучал в школе и бакалавриате. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть: читательской грамотностью, которую мы понимаем (PISA) как – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; информационная грамотность, которую мы будем понимать как набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.
Цель освоения дисциплины
- создать условия для осмысления студентами связей между динамикой цивилизационных изменений (в первую очередь – понимание смысла существования человека в ту или иную эпоху) и целями и задачами образования конкретного индивида, а так же – «инфраструктуру обучения» (образовательные технологии) и образования в целом;
- знакомство управленца, работающего в сфере образования, с важнейшими образовательными идеями, концепциями и теориями, оказавшими значительное влияние на развитие и состояние общества;
- осознание и осмысление философских и идеологических оснований собственного профессионально-педагогического мировоззрения (самоопределение в пространстве педагогических идей) и, как следствие – становление управленца как педагогического лидера;
- приобретение навыков и опыта: описания, анализа, оценки и адаптации ключевых образовательных идей в процессе изучения и проектирования реальной образовательной практики; анализа связей между важнейшими образовательными теориями, причинами, породившими их и проблемами современного образования.
Планируемые результаты обучения
- анализировать и критически оценивать теоретические основания существующих концепций и программ развития образования;
- продемонстрировать понимание собственного профессионально-педагогического опыта в контексте основных образовательных теорий;
- продемонстрировать понимание философского, культурного, научного и психологического контекста этих теорий;
- разрабатывать предложения по изменению этих или созданию новых программ применительно к сложившимся условиям;
- убедительно аргументировать свои предложения на основе литературы по образовательным теориям в устной и письменной форме.
- выработка и развитие навыков критического анализа и оценки предложений (идей, замыслов, проектов, программ) по модернизации образовательного процесса
- выработка и развитие навыков представления своих соображений в письменной и устной форме (с учетом адресата, используя адекватную терминологию и т.д.)
- выработка и развитие навыков письменной коммуникации применительно к широкому спектру академических и профессиональных задач
Содержание учебной дисциплины
- Вводное занятие
- Содержательный блок 1
- Содержательный блок 2
- Содержательный блок 3
Элементы контроля
- Подготовка и представление кейса
- Дневник директора (заместителя директора) школы
- Эссе директора школыТема: «Гуманистическая парадигма в образовании: что может взять директор школы из истории педагогики?» Эссе (объемом не менее 5000 знаков с пробелами)
- Манифест школы/Экспертиза манифестаСтуденту дается два задания на выбор: эссе «Моя педагогическая концепция» или экспертиза представленной модели школы (манифеста). Объем: 2 страницы
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.2 * Дневник директора (заместителя директора) школы + 0.2 * Эссе директора школы + 0.25 * Подготовка и представление кейса + 0.35 * Манифест школы/Экспертиза манифеста
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Барбер М., & Муршед М. (2008). Как Добиться Стабильно Высокого Качества Обучения В Школах. Уроки Анализа Лучших Систем Школьного Образования Мира (Пер. С Англ.). Вопросы Образования // Educational Studies, (3), 7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i3p7.60
- Томас, Г. Образование: Очень краткое введение / Г. Томас , перевод с английского А. А. Архиповой. — Москва : Высшая школа экономики, 2016. — 176 с. — ISBN 978-5-7598-1323-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100155 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шок будущего, Тоффлер, Э., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Грехнев, В. С. Философия образования : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. С. Грехнев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 311 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00461-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434231 (дата обращения: 28.08.2023).