• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Экономическая журналистика

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Экономическая журналистика» является одним из основополагающих в череде профильных предметов, рассказывающих о тематических специализациях современных медиа. Экономическая информация на данный момент находится в топе как и по значимости смыслового контента для массовой аудитории и экспертного сообщества, так и по читаемости материалов в новостных агрегаторах. Можно сказать, что данный профиль максимально приближен к людям - «народные» темы (личные финансы, недвижимость, пенсия) всегда будут востребованы аудиторией. Кроме того, нельзя забывать о сверхважности формирования глобальной экономической повестки в СМИ — рассказах о ситуации на рынках, государственной экономической политики, взаимодействии геополитики и экономики. Изучение такого огромного пласта как экономическая журналистика невозможно без обзора общей ситуации в стране и в мире, обсуждения рынка деловых медиа, методик работы экономического журналиста и специфики освещения главных тем. Дисциплина будет поделена на теоретический и практический блоки: в теоретическом - студенты прослушают лекционный видеокурс, который прочтут представители НИУ ВШЭ, информационных агентств ТАСС, МИА «Россия сегодня», редакции РАПСИ; в практическом (семинарском) блоке их ждет работа по созданию и выпуску медиаконтента, посвященного отраслям экономической журналистике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обозреть и обобщить общую экономическую ситуацию в стране и в мире
  • проанализировать процесс становления и современного состояния рынка деловых СМИ в России и за рубежом
  • выявить основные методики работы экономического журналиста
  • изучить особенности освещения в медиа основных экономических, финансовых тем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует аудиторные сегменты деловых медиа и понимает их природу (b2b, b2c)
  • знает типологические характеристики деловых СМИ
  • знает историю развития деловой прессы в России
  • работает с источниками деловой информации
  • знает особенности построения отношений с ньюсмейкерами в сфере экономики, бизнеса и финансов
  • анализирует особенности освещения основных тем в деловой журналистике
  • создает медиаконтент в жанре интервью на тему макроэкономики и госрегулирования
  • создает медиаконтент на тему бюджетного процесса
  • создает медиаконтент на тему банков и финансовых рынков
  • пишет корпоративные новости
  • отличает социально значимую информацию от PR-текста
  • знает форматы подачи маркетинговой информации
  • пишет биржевые новости
  • читает арбитражные дела с точки зрения журналиста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в деловую медиасферу
  • Тема 2. Рынок деловой прессы в России и за рубежом
  • Тема 3. Источники деловой информации
  • Тема 4. Макроэкономика и госрегулирование: особенности освещения глобальных экономических процессов
  • Тема 5. Освещение бюджетного процесса в СМИ
  • Тема 6. Банки и финансовые рынки: биржевые новости, анализ рынков
  • Тема 7. Арбитраж: особенности освещения экономических дел в судах
  • Тема 8. Корпоративные новости
  • Тема 9. Маркетинговые новости
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Создание и выпуск интервью по теме "Макроэкономика и госрегулирование"
    Работа выполняется в парах (также возможна индивидуальная работа). Работа пишется вне аудитории, но разбирается непосредственно на семинарском занятии. Студент должен выбрать ньюсмейкера по данной теме, выбрать проблему разговора, договориться о беседе, непосредственно взять интервью, расшифровать, предоставить преподавателю в строго намеченный срок. Текст должен быть выполнен в публицистическом стиле (возможна фотография).
  • неблокирующий Создание материала объяснительного формата по теме "Бюджетный процесс"
    Пересдача возможна Не блокирующий элемент контроля. Работа делается в мини-группах (максимум - три человека). Работа пишется вне аудитории, но разбирается непосредственно на семинарском занятии. Студент выбирает ту или иную тему (бюджетный процесс, либо финансовые рынки), находит интересующую его проблему в рамках темы, готовит текст объяснительного формата по данной проблеме: раскрывает суть экономической проблемы, ее бэкграунд, разъясняет сложные экономические термины. Работа выполняется с целью удовлетворения любопытства аудитории (поэтому тема должна быть актуальной) и расширения кругозора (в данном контексте важно применять методы объяснительной журналистики). Формат может быть представлен в виде текста, подкаста, видеоролика, визуальной подборки карточек.
  • неблокирующий Написание консенсус-прогноза по теме "Банки и финансовые рынки"
    Пересдача возможна Не блокирующий элемент контроля. Работа может выполняться в парах. Работа пишется вне аудитории, но разбирается непосредственно на семинарском занятии. В течение модуля студент (группа студентов) должен написать актуальный консенсус-прогноз. При написании материала студенты должны помнить о специфике жанра: консенсус-прогноз – это метод прогнозирования, основанный на вычислении среднего значения прогнозов различных аналитических центров (банков, инвестиционных компаний).
  • неблокирующий Написание экономических новостей в режиме реального времени
    Пересдача возможна. Работа выполняется строго индивидуально. Работа выполняется строго в аудитории во время экзаменационной сессии. Преподаватель предоставляет каждому студенту два актуальных релиза разных компаний. Задача студента - в течение двух часов написать две информационных заметки для типичного новостного онлайн-СМИ b2c-формата (за основной референс берется сайт РБК).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.2 * Написание консенсус-прогноза по теме "Банки и финансовые рынки" + 0.2 * Создание и выпуск интервью по теме "Макроэкономика и госрегулирование" + 0.1 * Создание материала объяснительного формата по теме "Бюджетный процесс" + 0.5 * Написание экономических новостей в режиме реального времени
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Амиров, В. М. Деловая журналистика : учебное пособие / В. М. Амиров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3483-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105141 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Demil, B., Lecocq, X., & Warnier, V. (2018). “Business model thinking”, business ecosystems and platforms: the new perspective on the environment of the organization. M@n@gement, 21(4), 1213–1228. https://doi.org/10.3917/mana.214.1213
  • Evans, N. D. (2017). Mastering digital business: How powerful combinations of disruptive tech-nologies are enabling the next wave of digital transformation. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2137/toc.aspx?bookid=123228

Презентации

  • Дополнительная информация
    Весь теоретический блок будет представлен в формате видеолекций. Лекции будут доступны на странице курса на платформе Online HSE. По лекциям проводятся коллоквиумы в начале семинарских занятий. В рамках семинарских занятий будут проводиться разборы работ студентов. Кроме разбора работ и опросов, преподаватель также может проводить групповые тренинги по экономической журналистике, которые не оцениваются, но при этом расширяют область знаний по курсу. Примерная тематика семинарских тренингов: Тренинг «Анализ повестки российских и зарубежных деловых СМИ». Тренинг «Поиск экономических инфоповодов: работа с докладом Всемирного банка об экономике России». Тренинг «Стандарты написания экономических новостей». Тренинг «Неновостные форматы деловой журналистики: обзоры, прогнозы, рейтинги, истории». Платформой для коммуникации со студентами (объявления, ссылки на видео, баллы за работы, требования к экзамену, ридер) станет Телеграм. Канал создается за неделю до начала ведения дисциплины (ссылку студентам присылает диспетчер). Выполненные практические работы загружаются в специальную папку SmartLMS: у каждой группы будет своя папка по курсу, ссылку скинет организатор курса в телеграм-канал. Возможны альтернативы облачных хранилищ работ (по выбору преподавателя-семинариста).

Авторы

  • Абрамов Роман Сергеевич
  • Зеленцов Михаил Владимирович