Бакалавриат
2022/2023
Институциональная экономика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
16
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Прахов Илья Аркадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», изучающих дисциплину Институциональная экономика.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов развернутого представления о текущем развитии новой институциональной теории, основных инструментов и подходов.
- Развитие компетенций, позволяющих использовать соответствующий инструментарий для решения практических проблем.
Планируемые результаты обучения
- Знает и различает режимы прав собственности.
- Знает классификацию трансакционных издержек Милгрома-Робертса.
- Знает классификацию трансакционных издержек Норта-Эггертссона.
- Знает определение и виды трансакций.
- Знает основные гипотезы о взаимосвязи между институтами и экономическим ростом.
- Знает основные понятия теории прав собственности.
- Знает основные принципы экономической теории контрактов.
- Знает основные экономические подходы к анализу фирмы.
- Знает понятие и основные типы специфичности активов.
- Знает понятие институциональной ловушки, причины ее возникновения.
- Знает понятие ограниченной рациональности.
- Знает правила координации, кооперации, перераспределения.
- Знает предпосылки новой институциональной экономики.
- Знает различные подходы к анализу государства в институциональной теории.
- Понимает концепцию внешних эффектов и теорему Коуза.
- Понимает концепцию зависимости от предыдущего пути развития.
- Понимает концепцию остаточных прав.
- Понимает основные принципы теории агентских отношений.
- Понимает основные принципы теории неполных контрактов.
- Понимает подход Уильямсона к управлению трансакциями.
- Понимает различия между основными организационно-правовыми формами и принципы распределения остаточных прав.
- Понимает эксплуататорские теории государства.
- Умеет применять теорию агентских отношений к анализу государства.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в институциональный анализ
- Институты в экономическом анализе
- Теория трансакционных издержек
- Теория контрактов
- Теория прав собственности
- Теория фирмы
- Теория государства
- Институты и институциональные изменения
Элементы контроля
- ДокладСтудентам выставляется отдельно оценка за работу на семинаре – устную презентацию статьи и организацию дискуссии, в совокупности с оценкой за самостоятельные работы по докладам. На основе средневзвешенной величины выставляется итоговая оценка за доклад. В оценке устной части доклада учитывается способность студентов наглядно представить материал на слайдах, способность уложиться в отведенное время, адекватность раскрытия цели статьи и позиции автора, соответствие подобранного кейса теории рассматриваемой в статье, ответы на вопросы оппонента как самих докладчиков, так и аудитории. В оценке устной части оппонирования учитывается способность оппонента выделить слабые места в статье, умение организовать дискуссию, способность задать понятный вопрос по существу. При оценивании письменной версии доклада акцент делается на умение раскрыть основную идею статьи в краткой форме (предполагается, что работа не должна превышать 4 страниц), на логичность повествования, на обоснованность сделанных утверждений. За пересказ или дословный перевод статьи ставится оценка 0 баллов. При оценивании письменной версии оппонирования основной акцент делается на способность выделить в статье наиболее сомнительные места и способность обосновать свою точку зрения, почему те или иные утверждения автора статьи являются спорными.
- Миниконтрольная работаНаписанная самостоятельная (миниконтрольная) работа оценивается по 10-балльной шкале. При этом при выставлении оценки учитывается как соответствующие теме теоретические знания, так и то, насколько студенту удалось использовать теоретический инструментарий для анализа ситуации.
- Исследовательская работаРабота над рефератом (исследовательской работой) закрепляет навыки, накопленные в ходе изучения курса, написания миниконтрольных работ и подготовки докладов. Написание реферата вырабатывает у студентов навыки, которые необходимы для написания самостоятельных исследовательских работ (например, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций). В процессе выполнения исследовательской работы студенты применяют инструменты институциональной теории к моделированию и анализу конкретных экономических феноменов. Темы рефератов формулируются таким образом, чтобы задать студенту широкие рамки, в которых он должен поставить конкретный исследовательский вопрос (сформулировать узкую тему) и на него в работе дать ответ.
- Контрольная работаПисьменная работа 120 минут
- ЭкзаменПисьменный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.225 * Контрольная работа + 0.15 * Миниконтрольная работа + 0.25 * Экзамен + 0.225 * Исследовательская работа + 0.15 * Доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, Норт, Д., 1997
- Курс институциональной экономики : институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для вузов, Кузьминов, Я. И., 2006
- Экономическое поведение и институты, Эггертссон, Т., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- ПОЛТЕРОВИЧ В.М. (1998). Институциональные Ловушки - Результат Неверной Стратегии Реформ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2B5C49BC