Бакалавриат
2022/2023
Психо- и нейролингвистический практикум
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Буйволова Ольга Витальевна,
Дорофеева Светлана Валентиновна,
Карпычев Виктор Викторович,
Староверова Владислава Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
128
Программа дисциплины
Аннотация
Данный многоаспектный продвинутый курс по психо- и нейролингвистике будет состоять из трех блоков, освоение материалов которых даст студентам необходимые знания и навыки для чтения психо- и нейролингвистической литературы и проведения собственных исследований.
Основные блоки курса:
1) Поведенческие методы исследования. Формирование речевых навыков и навыков чтения у детей (от младенческого возраста до подросткового). Использование стандартизированных методов оценки различных навыков в экспериментальных исследованиях;
2) Методика записи движений глаз (видеоокулография) и ее использование в экспериментальных исследованиях;
3) Клинические исследования речевых патологий у взрослых. Методы нейровизуализации.
Цель освоения дисциплины
- Понимать принципы использования поведенческих и нейровизуализационных методов в психо- и нейролингвистических исследованиях
- Овладеть основами разработки поведенческих и видеоокулографических экспериментов, познакомиться с нейропсихологическим инструментарием для работы с детьми и взрослыми, овладеть основами работы с современными методами нейровизуализации
Планируемые результаты обучения
- Знать определение дислексии, понимать принципы дифференциальной диагностики дислексии и других нарушений чтения.
- Понимать принципы построения классификаций дислексии.
- Знать основные виды дислексии.
- Ознакомиться с основными гипотезами о причинах дислексии, на базовом уровне понимать мозговые механизмы нарушений чтения.
- Знать основные сведения о движениях глаз при языковой и зрительной обработке
- Понимать, как устроен глаз
- Знать, какие отделы мозга задействованы во время движений глаз.
- Ознакомиться с исследованиями, включающими в себя видеоокулографию совместно с нейролингвистическими методами.
- Понимать основные принципы использования поведенческих методов в психо- и нейролингвистических исследованиях.
- Критически оценивать возможности, достоинства и ограничения различных поведенческих методов оценки тех или иных навыков.
- Знать ключевые этапы речевого развития.
- Ознакомиться с методами оценки навыков речевого развития.
- Понимать различия между использованием стандартизированных лингвистических тестов и оценкой спонтанной речи.
- Знать ключевые этапы формирования навыков чтения.
- Сравнивать и критически оценивать различные инструменты оценки навыков чтения.
- На базовом уровне понимать, как обеспечивается обработка фонологической информации мозгом человека.
- Знать, какие бывают инструменты оценки навыков фонологической обработки.
- Знать современные научные представления о связи навыков фонологической обработки и чтения.
- На базовом уровне понимать, как обеспечивается обработка зрительной информации мозгом человека.
- Знать, какие бывают инструменты оценки навыков зрительной и зрительно-пространственной обработки.
- Знать современные научные представления о связи зрительного гнозиса и чтения.
- Ознакомиться с основными принципами нейропсихологического подхода к оценке высших психических функций.
- Понимать, как отдельные пробы из комплексного нейропсихологического обследования могут применяться в психо- и нейролингвистических исследованиях.
- Уметь сравнивать и критически оценивать различные инструменты для измерения отдельных навыков и/или когнитивных функций.
- Уметь рассчитать основные метрики дескриптивной статистики для набора данных.
- Уметь проводить анализ межгрупповых различий на основе тестового набора данных.
- Уметь проводить корреляционных анализ на основе тестового набора данных.
- Понимать базовые принципы сбора и оценки нормативных данных для стандартизированных тестов.
- Уметь определять контрольные уровни на основе тестового набора данных.
- Уметь проводить ROC-анализ с использованием инструментов языка R.
- Понимать различия между дескриптивной и инференциальной статистикой.
- Получить (закрепить) опыт использования линейных моделей для анализа данных психолингвистических исследований.
- Ознакомиться с механизмами зрительной обработки.
- Ознакомиться с парадигмой “Визуальный мир”
- Знать основные модели управления движениями глаз во время чтения
- Понимать, как выглядят движения глаз при чтении и визуальном восприятии у детей.
- Уметь проводить видеоокулографическое исследование с использованием видеоокулографов EyeLink.
- Уметь программировать видеоокулографические эксперименты в программе ExperimentBuilder.
- Уметь предобрабатывать видеоокулографические данные в программе DataViewer.
- Знать основные теории и модели афазии.
- Понимать нейрональные основы афазии.
- Ориентироваться в современных поведенческих и нейровизуализационных исследованиях речевых нарушений у взрослых
- Знать классификации речевых нарушений у взрослых, принципы их построения, достоинства и недостатки.
- Иметь представление о ключевых компонентах логопедического и нейропсихологического обследования взрослых.
- Понимать принципы создания лингвистических инструментов для диагностики речевых нарушений.
- Знать нарушения, сопутствующие афазии.
- Ориентироваться в причинах возникновения афазии.
- Описывать ошибки, допущенные людьми с афазией при выполнении лингвистических тестов.
- Понимать принципы индивидуального и группового анализ ошибок на основании лингвистических тестов.
- Понимать принцип подбора стимульного материала для лингвистического теста для диагностики речевых нарушений
- Интерпретировать данные истории болезни взрослых с речевыми нарушениями
- Знать нейрональные основы языковых/речевых процессов в мозге, функции языковых/речевых регионов, их анатомию
- Знать основные типы МРТ-изображений, понимать основные принципы их получения, уметь различать МРТ-изображения между собой.
- Знать основные этапы получения МРТ-изображений.
- Знать принципы разработки экспериментальных фМРТ заданий, понимать принцип контрастирования изображений.
- Знать основные открытия, основанные на фМРТ и трактографии.
- Понимать перспективы развития и ограничения фМРТ и трактографии.
- Знать основные виды артефактов фМРТ.
- Уметь удалять артефакты фМРТ в программах, проводить анализы первого и второго уровня.
- Знать основные виды артефактов трактографии.
- Уметь удалять артефакты в программах, реконструировать основные тракты.
- Уметь проводить статистический анализ с извлеченными метриками фМРТ и трактографии, интерпретировать полученные результаты.
Содержание учебной дисциплины
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Поведенческие методы в исследованиях: введение
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Усвоение языка и речи
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Формирование навыков чтения
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Нарушения в процессах освоения чтения (дислексия)
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Ключевые предикторы чтения. Фонологическая обработка
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Ключевые предикторы чтения. Зрительный гнозис
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Нейропсихологическое обследование. Основы
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Дескриптивная статистика
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Межгрупповые сравнения
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Корреляционный анализ
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Оценка нормативных данных при разработке тестов
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Дискриминативная сила тестов
- Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Линейные модели (основы).
- Видеоокулография. Основные сведения о движениях глаз
- Видеоокулография. Нейрональные корреляты движений глаз
- Видеоокулография. Зрительная обработка
- Видеоокулография. Движения глаз при чтении
- Видеоокулография. Парадигма “Визуальный мир” и движения глаз при языковой обработке
- Видеоокулография. Движения глаз у детей
- Видеоокулография. Дизайн видеоокулографических экспериментов
- Видеоокулография. Программирование и анализ данных видеоокулографических экспериментов
- Клинические исследования патологий речи у взрослых. Нейрональные основы афазии
- Клинические исследования патологий речи у взрослых. Лингвистическая теория и афазия
- Клинические исследования патологий речи у взрослых. Классификации афазий
- Клинические исследования патологий речи у взрослых: Диагностика и терапия при афазии
- Клинические исследования патологий речи у взрослых: Афазии различной этиологии
- Клинические исследования патологий речи у взрослых. Нарушения, возникающие при поражении правого полушария. Нарушения и состояния, сопутствующие афазии. Билингвальная афазия
- Клинические исследования патологий речи у взрослых: Практикум. Разметка и анализ поведенческих данных, полученных в группе людей с афазией
- Клинические исследования патологий речи у взрослых: Практикум. Разработка стимульного материала теста для диагностики афазии
- Клинические исследования патологий речи у взрослых: Практикум. Анализ историй болезни людей с афазией
- Современные методы нейровизуализации. Нейрональная основа языковых/речевых процессов в мозге человека: критически важные регионы и взаимодействие между ними
- Современные методы нейровизуализации. Введение в анализ функционального МРТ (фМРТ) и трактографии белого вещества
- Современные методы нейровизуализации. Введение в получение и предобработку/обработку данных фМРТ и трактографии
- Современные методы нейровизуализации. Влияние результатов анализа фМРТ и трактографии на современную нейролингвистику: изменение представлений о языковых/речевых процессов под влиянием данных методик
- Современные методы нейровизуализации: Практикум. Обработка и анализ данных фМРТ в клинической группе и группе нормы.
- Современные методы нейровизуализации: Практикум. Обработка данных трактографии в клинической группе и группе нормы. Реконструкция ассоциативных трактов головного мозга
- Современные методы нейровизуализации: Практикум. Анализ данных фМРТ и трактографии
Элементы контроля
- Самостоятельные работы: Поведенческие методыЗа модуль проводится до 7 самостоятельных работ по пройденным теоретическим темам (В формате мини-тестов. Типы вопросов: с выбором варианта ответа, с кратким ответом). Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы.
- Практические задания: Поведенческие методыДополнительно оценивается выполнение заданий практикума (для присутствующих - оценивается работа на занятии, для отсутствующих по уважительной причине - оценивается выполненное задание практикума в течение двух недель после занятия). Общая оценка за практические работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные практические работы
- Домашние задания: Поведенческие методыАнализ статей по пройденному материалу и подготовка мини-докладов. Задание сдается в виде презентации на семинаре на основе прочитанной литературы. Сдача задания после дедлайна не предусмотрена. В этом случае студент получает 0 баллов за задание.
- Самостоятельные работы: ВидеоокулографияЗа модуль проводится до 4 самостоятельных работ с выбором варианта ответа или кратким ответом. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы. Типы вопросов: с выбором варианта ответа, с кратким ответом.
- Домашнее задание: ВидеоокулографияАнализ статей по пройденному материалу
- Практическое задание “Видеоокулография. Чтение”Задание по созданию и проведению простого видеоокулографического эксперимента с записью движений глаз при чтении
- Практическое задание “Видеоокулография. Визуальный мир”Задание по созданию и проведению простого видеоокулографического эксперимента с записью движений глаз в парадигме “Визуальный мир”
- Контрольные работы "Клинические исследования патологий речи у взрослых"За модуль проводится 3 контрольные работы с выбором варианта ответа или кратким ответом. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы. Типы вопросов: с выбором варианта ответа, с кратким ответом
- Домашнее задание по блоку “Клинические исследования патологий речи у взрослых”Задание предполагает анализ сэмплов речи и данных историй болезни
- Самостоятельная работа "Клинические исследования патологий речи у взрослых"Анализ статей по пройденному материалу
- Практическое задание "Клинические исследования патологий речи у взрослых"Групповая работа по разработке стимульного материала для задания, направленного на диагностику речевых патологий у взрослых
- Домашнее задание 1 “Современные методы нейровизуализации”Презентация на семинаре на основе прочитанной литературы. Сдача задания после дедлайна не предусмотрена. В этом случае студент получает 0 баллов за задание.
- Домашнее задание 2 “Современные методы нейровизуализации”Анализ фМРТ данных, интерпретация результатов. За сдачу задания через 1-2 дня после дедлайна балл снижается на 0,5. При сдаче задания через 3 и более дней после дедлайна студент получает 0 баллов за задание.
- Домашнее задание 3 “Современные методы нейровизуализации”Реконструкция ассоциативных трактов белого вещества, интерпретация результатов. За сдачу задания через 1-2 дня после дедлайна балл снижается на 0,5. При сдаче задания через 3 и более дней после дедлайна студент получает 0 баллов за задание.
- Контрольная работа “Современные методы нейровизуализации”Анализ статьи по пройденному материалу.
- ЭкзаменУстный экзамен: ответы на билеты по пройденному материалу за три модуля.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.1 * Домашнее задание: Видеоокулография + 0.15 * Практическое задание “Видеоокулография. Чтение” + 0.15 * Практическое задание “Видеоокулография. Визуальный мир” + 0.2 * Самостоятельные работы: Поведенческие методы + 0.1 * Самостоятельные работы: Видеоокулография + 0.1 * Домашние задания: Поведенческие методы + 0.2 * Практические задания: Поведенческие методы
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.13 * Контрольная работа “Современные методы нейровизуализации” + 0.05 * Домашнее задание по блоку “Клинические исследования патологий речи у взрослых” + 0.04 * Домашнее задание 1 “Современные методы нейровизуализации” + 0.1 * Контрольные работы "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.05 * Самостоятельная работа "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.05 * Практическое задание "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.04 * Домашнее задание 3 “Современные методы нейровизуализации” + 0.5 * Экзамен + 0.04 * Домашнее задание 2 “Современные методы нейровизуализации”
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aphasia and related neurogenic language disorders, , 2011
- Atlas of human brain connections, Catani, M., 2015
- Eye tracking : a comprehensive guide to methods and measures, Holmqvist, K., 2011
- Handbook of the neuroscience of language, , 2010
- Poldrack, R. A., Mumford, J. A., & Nichols, T. E. (2011). Handbook of Functional MRI Data Analysis. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=399310
- The Oxford handbook of eye movements, , 2013
- The Oxford handbook of neurolinguistics, , 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Introduction to psycholinguistics : understanding language science, Traxler, M. J., 2012