• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Теория и практика анализа образовательной политики

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Среди действующих управленцев – слушателей программы вряд ли есть кто-то, кто в условиях индикативного управления национальными проектами еще не разобрался с направлениями государственной образовательной политики. Но в рамках этого курсы мы будем работать не только и не столько с той политикой, которая существует в виде документов, оформляющих и регламентирующих направления развития, мероприятия, обеспечивающих их реализацию, и результаты и индикаторы их достижения. Хотя про это тоже – для сборки единой картины, чтобы увидеть образовательную политику как подсистему большой политики государства. Но, кроме этого, и в первую очередь, курс поможет разбираться с источниками, субъектами и механизмами формирования образовательной политики. Позволит увидеть политику и как практику управления социальными группами, как систему отношений и коммуникаций. Даст возможность понять, какие существуют инструменты реализации образовательной политики на каждом уровне управления, и есть ли инструменты влияния на политиков и на политику. Проектная рамка курса дает слушателю возможность занять позицию субъекта государственной образовательной политики в рамках своей профессиональной роли и овладеть компетенциями, необходимыми для эффективного действия в этой позиции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создать условия для развития у слушателей умений анализировать факторы, влияющие на формирование образовательной политики, как в теории, так и на практике – в стране в целом, в конкретном регионе.
  • Обеспечить формирование у слушателей умений определять и обосновывать механизмы реализации положений государственной образовательной политики в стратегии развития образовательных систем различных уровней.
  • Помочь слушателям сформировать навыки изучения и анализа текстов, определяющих и обосновывающих основные положения государственной образовательной политики, а также самостоятельной подготовки соответствующих профессиональных текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать образовательную политику как принятие решений и их реализацию в контексте взаимодействия интересов государства, регионов и других «игроков» в определенных социально-политическом, экономическому и культурном контекстах
  • владеть навыками ведения публичных дискуссий по вопросам образовательной политики
  • владеть навыками применения модели и понятия анализа к собственной деятельности и деятельности своих организаций (систем)
  • владеть навыками проведения экспертизы стратегий, проектов, программ развития образования
  • владеть способностью к анализу реализации конкретной политики, реформы, программы, оценке эффектов и последствий
  • выделять субъектов образовательной политики, различать их позиции (цели, интересы);
  • знать основные характеристики, уровни, аспекты образовательной политики
  • критически анализировать и оценивать предложения (идеи, замыслы, проекты, программы) по реформированию образования, связанные с изменениями образовательной среды;
  • определять и сравнивать возможные варианты политических решений существующих проблем образования, разрабатывать альтернативные подходы, сценарии проведения политики, реформ;
  • уметь определять тенденции и делать прогнозы относительно перспектив развития (будущего) образования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Образовательная политика как предмет анализа. Предмет образовательной политики
  • Факторы формирования и изменения государственной образовательной политики
  • Механизмы и инструменты разработки и реализации образовательной политики
  • Методология анализа образовательной политики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Политическая реконструкция
    В основе каждого проекта лежит некая теоретическая рамка - концепт, отражающий общий взгляд на существующую проблему, смысл проекта, его цели, результат, критерии оценивания эффективности проекта. Решения проблемы, которую Вы выбрали для работы над итоговым заданием (аналитической справкой), были, как правило, уже предложены и оформлены в официальных документах. Однако обычно официальные документы не содержат материалов, предшествующих их разработке – концепций и моделей. Эти материалы, определяющие концептуализацию политического решения, могут быть представлены в сопровождающих реализацию решения документах – методических рекомендациях, инструктивных письмах и т.п., и/или в выступлениях и интервью политиков и/или экспертов в целях разъяснения и продвижения решения. Для выполнения этого задания Вам необходимо найти эти материалы и попытаться реконструировать основания для формирования политического решения: - на какие вызовы планирует отвечать? - какие проблемы формулирует как задачи? - какие решения предлагает, как обосновывает решения? - какая концептуализация была сформирована для политического решения, какие метафоры и соответствующие теоретические конструкции стали основой для выстраивания дизайна решения (инструментов и механизмов реализации, критериев оценивания эффективности и др.)? - возможна ли другая концептуализация для выработки решения проблемы, какие метафоры и теоретические конструкции Вы могли бы предложить для более эффективного решения проблемы?
  • неблокирующий Успешные практики
    Успешная практика – подход или метод, обеспечивающий получение выдающихся результатов, являющийся инновационным в плане использования технологий и ресурсов и получивший признание потребителей и экспертов (Е.А.Князев) Для представления успешной практики необходимо: - выявить опыт (зарубежный и российский, может быть, региональный) успешного решения проблемы, которую вы выбрали для анализа на первом занятии (или ее отдельного аспекта), средствами образовательной политики; - описать, какие инструменты и механизмы образовательной политики были использованы для внедрения решения и обеспечения его успешности; - описать контекст, который повлиял на успешность практики; - показать, на основании каких критериев вы оценили эту практику как успешную; - определить границы применимости успешной практики и возможности ее масштабирования на систему образования России.
  • неблокирующий Проект внедрения инноваций
    Необходимо предложить инновацию, позволяющую «спасти» политический проект, которые недостаточно эффективно решает выбранную вами проблему, или представляющую собой принципиально иное решение, более эффективное по сравнению с реализуемыми в настоящее время. Для выполнения задания необходимо определиться, на какое из внешних и внутренних требований будет отвечать выбранная вами инновация. Зафиксировать цель ее внедрения, обосновать актуальность и практическую значимость, указать, в интересах кого она будет внедряться. Раскрыть суть предлагаемой инновации, включив в описание: 1. дизайн инновации, 2. требуемые ресурсы для ее внедрения, 3. кто будет являться исполнителями, 4. какие могут быть побочные эффекты, 5. какие есть барьеры для внедрения, 6. как будет оцениваться эффективность внедрения, 7. политические инструменты внедрения
  • неблокирующий Аналитическая справка
    Аналитическая справка – это деловая бумага (документ), в которой кратко отражаются результаты проведенных исследований на заявленную тему, интересующую заказчика (вышестоящего руководителя). Аналитическая справка всегда имеет своего адресата, в чьей компетенции находится вопрос, по которому готовится справка. Слушателю необходимо написать аналитическую справку, в которой проанализировать реальную проблему системы образования, носящую системный характер и значимую для мира в целом, и охарактеризовать ее решение на уровне государственной образовательной политики в России или в региональной системе образования. Работа над аналитической справкой может состоять из следующих этапов: 1. Определение проблемы в сфере образования, анализ решения которой средствами образовательной политики будет представлен в аналитической справке 2. Доказательство существования проблемы на момент начала политических дискуссий по проблеме/подготовки политического решения и в настоящий момент 3. Подбор политических документов, в которых готовилось и определялось политическое решение 4. Определение топики и оптики анализа проблемы 5. Определение «клиентов», стейкхолдеров и политических субъектов на начало решения проблемы и возможные изменения их состава на настоящий момент. 6. Определение политических инструментов продвижения интересов стейкхолдеров и инструментов разработки и принятия политического решения 7. Определение современных трендов и вызовов, которые могут объяснить причины необходимости пересмотра политических решений проблемы 8. Доказательство разрывов между ожидаемыми результатами политических решений проблемы и реальным состоянием дел 9. Выявление лучших международных и/или региональных практик политического решения проблемы 10. Определение инновации, которая обеспечит эффективное решение проблемы 11. Анализ эффективности механизмов и инструментов разработки и реализации политического решения проблемы 12. Описание политических механизмов и инструментов, которые обеспечат внедрение предложенной инновации (см. шаг 10). Проектная рамка курса предполагает, что каждое практическое задание по темам курса является частью итогового документа, поэтому необходимо для составления аналитической справки использовать материалы всех заданий курса, откорректированных с учетом результатов их обсуждения на занятиях, обратной связи, полученной от однокурсников и преподавателя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.1 * Проект внедрения инноваций + 0.1 * Политическая реконструкция + 0.1 * Успешные практики + 0.7 * Аналитическая справка
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гохберг Л. М., & Кузнецова Т. Е. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Foresight-Russia Форсайт, (4), 8. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.013126.14605173
  • Гохберг, Л., & Кузнецова, Т. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7D2EE12
  • Фуллан, М. (2013). Choosing the wrong drivers for whole system reform ; Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы (пер. с англ. А. Пинской). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.607AA2E

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Днепров Э.Д. ред. - сост. - Российское законодательство об образовании XIX — начала XX века: сб. документов [Текст] : в 3 т. — Т. I. - 978-5-7598-1362-0 - Москва: ВШЭ - 2017 - 362111 - https://ibooks.ru/bookshelf/362111/reading - iBOOKS
  • Нет. (2013). Medium - Term Development of Education and Socialization in the Russian Federation. An expert group report ; Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EF83B736

Авторы

  • Кузнецова Алла Геннадьевна
  • Фрумин Исак Давидович
  • Корешникова Юлия Николаевна