Бакалавриат
2022/2023
Цифровая грамотность
Статус:
Курс обязательный (Международные отношения)
Направление:
41.03.05. Международные отношения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
50
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Бурова Маргарита Борисовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс направлен на формирования начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться инструменты для проведения научных исследований, оформления работ, представления результатов. Кроме того, будут рассмотрены специализированные темы, связанные с применением современных технологий в гуманитарных дисциплинах.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых технологий в профессиональной деятельности. Студенты, обучающиеся по направлению "Юриспруденция", должны понимать, какие существуют возможности использования цифровых технологий в юриспруденции, научиться формулировать задачи, которые могут быть решены с использованием цифровых технологий, а также осознавать правовые вызовы и видеть тенденции развития права в цифровую эпоху
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения дисциплины студент должен: иметь представление о данных и возможностях использования цифровых технологий в юриспруденции; иметь представление о механизмах работы информационного поиска, рекомендательных систем; уметь: анализировать результаты квантитативного анализа; использовать открытые ресурсы со структурированными данными; владеть навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных;
- Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
- Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
- Называет переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств
- Объясняет типы построения структуры презентации и ситуации их применения
- Описывает основные способы структурирования информации на слайде
- Определяет версию операционной системы, установленную на компьютере
- Применяет конвертацию файлов из одного формата в другой
- Применяет основные горячие клавиши для работы в Power Point
- Применяет средства Power Point для создания выбранного типа инфографики/схемы, а также дизайна построенного графика
- Создает различные визуальные элементы - таблицы, графики, схемы и пр.
- Создает слайды, а также применяет следующие навыки: копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
- Сравнивает разные типы визуализации данных и применяет выбранный тип для решения поставленной задачи
- Сравнивает форматы для изображений и звука и применяет наиболее подходящий
- Студенты изучают что такое данные. Какие бывают типы данных. Доступ к данным. Этические вопросы и лицензии. Открытые данные. Большие данные. Сравнение подходов анализа в доцифровую эпоху и нынешнюю (data-driven и question-driven). Работа с данными: машинное обучение. Работа с данными: нейронные сети и искусственный интеллект (что это такое)
- Умеет анализировать результаты квантитативного анализа
- Умеет использовать открытые ресурсы со структурированными данными
- Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
- Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
- Умеет правильно оформлять источники литературы
- Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
- Умеет создавать агрегированные таблицы
- Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
- Учащиеся изучат браузер и сервисы Google. Узнают как правильно искать информацию
- Учащиеся изучат виды угроз: вирусы, фишинг, уязвимость устройств. Защита от вирусов: антивирусы, осторожность при скачивании файлов. Пароли: надежность и правила предосторожности. Банковские данные. Спам и навязчивая реклама
- Учащиеся изучат программы MS Word, Google Drive, Google Docs
- Учащиеся изучат программы Zotero, Google Scholar
- Имеет представление о данных, больших данных, машинном обучении.
- Умение работать с информацией в Сети
- Умение работать с компьютерами, с файловыми система, с папками, с файлами.
- Умение работать с электронными таблицами
Содержание учебной дисциплины
- Основы работы с данными: данные, большие данные, машинное обучение
- Современные тенденции развития цифровых технологий и их влияние на юридическую сферу
- Компьютерная безопасность (Безопасность в сети)
- Интернет и поиск
- Основы создания презентаций
- Медиаграмотность
- Базовые текстовые технологии.
- Работа с табличными данными
- Компьютерная грамотность
- Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
- Сбор и анализ данных
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе, Кастельс (Кастеллс), М., 2004
- Горелов, Н. А. Развитие информационного общества: цифровая экономика : учебное пособие для вузов / Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10039-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429156 (дата обращения: 28.08.2023).
- Проектирование информационных систем : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Грекул В. И., Денищенко Г. Н., 2005
- Свобода слова в Интернете: конституционно-правовой аспект, Щербович, А. А., 2013
- Сетевой фактор. Интернет и общество. Взгляд, Мирошников, Б. Н., 2012
- Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты : учеб. пособие для вузов, Щербаков, А. Ю., 2009
- Теоретические основы электротехники. Интернет-тестирование. : учеб.пособие, Бутырина, П.А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).
- Алгоритмы интеллектуального Интернета, Марманис, Х., 2011
- Безопасность платежей в интернете, Голдовский, И., 2001
- Введение в Интернет-образование : учеб. пособие, Андреев, А. А., 2003
- Интеллектуальная собственность в сети "Интернет", Бабкин, С. А., 2005
- Интернет в общественной жизни, , 2006
- Интернет и право, Серго, А. Г., 2003
- Интернет: инфраструктура информационного общества, Курицкий, А. Б., 1999
- Компьютерные сети : многоуровневая архитектура Интернета, Куроуз, Дж. Ф., 2004
- Курс выживания интернет-компании, Барроу, К., 2001
- Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет, Дмитрик, Н. А., 2006
- Практикум по созданию интернет - проектов. Ч.1: Основы языка программирования JavaScript, Гасанов, Э. В., 2012
- Психология Интернет-коммуникации, Белинская, Е. П., 2013
- Пусть говорят Ваши пальцы : Онлайновая реклама в интернете, Харрис, Г., 2002
- Разработка Web-сайтов в Microsoft Visual Studio и их размещение в сети Интернет : Учеб. пособие, Керов, Л.А., 2011
- Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу, Кирия, И. В., 2005
- Техника и технология СМИ : печать, радио, телевидение, Интернет : учебник для вузов, Тулупов, В. В., 2008