• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

«Оцифрованное общество»: социальные процессы, социальное неравенство и трудовые отношения

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Социология публичной сферы и цифровая аналитика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В современном обществе практически любое социальное действие оставляет «цифровые следы», открывая тем самым возможности для цифровой аналитики. В рамках курса мы сосредоточимся на анализе социальных процессов с точки зрения диджитализации труда и практик управления человеческими ресурсами. Будут представлены современные социологические подходы к анализу трудовых отношений с точки зрения распределения ресурсов и социальных шансов индивидов и социальных групп. На основе как традиционных методов, так и результатов исследований «цифровых следов» и других нереактивных данных мы рассмотрим изменения в сфере труда на макроуровне; различные аспекты трудовой мобильности и карьеры; социальные процессы, структуры и институты, способствующие усилению либо сглаживанию социальных неравенств; новые формы организации труда; проблемы прекаризации; поколенчески-возрастные аспекты трудовых отношений; этические проблемы управления персоналом с помощью «алгоритмов».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка выпускников к информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные концепции изучения социальных аспектов функционирования бизнес-организаций. Умеет анализировать социологические проблемы труда и управления. Владеет навыками критического осмысления научных материалов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Труд в эпоху цифровизации
  • 2. Цифровая аналитика в социологическом исследовании
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * Письменная работа + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • “API-Based Research” or How can Digital Sociology and Journalism Studies Learn from the Facebook and Cambridge Analytica Data Breach. (2019). Digital Journalism, 7(4), 532–540. https://doi.org/10.1080/21670811.2019.1591927
  • Bearson, D., Kenney, M., & Zysman, J. (2019). Measuring the Impacts of Labor in the Platform Economy: New Work Created, Old Work Reorganized, and Value Creation Reconfigured.
  • Big data. Вся технология в одной книге, Вайгенд, А., 2021
  • Digital sociology : the reinvention of social research, Marres, N., 2017
  • Larsson, A., & Teigland, R. (2020). The digital transformation of labor: Automation, the gig economy and welfare. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429317866
  • Routledge international handbook of research methods in digital humanities, , 2021
  • The human element of big data : issues, analytics, and performance, , 2017
  • The technology trap : capital, labor, and power in the age of automation, Frey, C. B., 2019
  • Капитализм платформ, Срничек, Н., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chen, S.-H. (2018). Big Data in Computational Social Science and Humanities. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1944799
  • Jamie Woodcock. (2018). Digital Labour in the University: Understanding the Transformations of Academic Work in the UK. https://doi.org/10.31269/triplec.v16i1.880
  • Krausert, A. (2014). HRM Systems for Knowledge Workers: Differences Among Top Managers, Middle Managers, and Professional Employees. Human Resource Management, 53(1), 67–87. https://doi.org/10.1002/hrm.21554
  • Landers, C. S. (2017). The Digital Divide : Issues, Recommendations and Research. Hauppauge, New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1530459
  • Все лгут : поисковики, Big Data и Интернет знают о вас все, Стивенс - Давидовиц, С., 2019
  • Искусство быть невидимым : как сохранить приватность в эпоху Big Data, Митник, К., 2019
  • Теоретический минимум по Big Data : все, что нужно знать о больших данных, Ын, А., 2019

Авторы

  • Балабанова Евгения Сергеевна