• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Практикум: Методы диагностики для детей и подростков

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Практикум по психологи развития рассчитан на более глубокое освоение следующих прикладных вопросов возрастной психологии: психологические трудности детей разного возраста; умение их анализировать; знакомство с основными методиками и приемами индивидуального психологического обследования ребенка и его межличностных отношений в семье. Результатом освоения данного курса является: 1. знание основных психологические проблем, возникающих в отдельные возрастные периоды детства и методов их выявления; 2. умение отбирать стратегии исследования психического развития, методики и техники для выявления специфики психического функционирования ребенка с учетом особенностей возрастных этапов; 3. овладение первичными навыками работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием. Основными элементами контроля являются домашние задания и аудиторная работа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами ряда методик и приемов индивидуального психологического обследования ребенка и подростка.
  • Формирование способности выделять психологические проблемы и трудности детей разного возраста, связанных с возрастным развитием, уметь их исследовать и анализировать.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Освоение студентами ряда методик (совместный тест Роршаха, тест А. Варга) изучения детско-родительских отношений. Формирование способности выделять психологические проблемы и трудности детей в семье, в отношениях с родителями, уметь их анализировать.
  • Способен выявить и проанализировать особенности отношений привязанности ребенка к значимым другим, используя методику «Рисуночный рассказ» Н. Каплан
  • Способен на основе результатов самооценочных методик сделать вывод об особенностях и проблемах самооценки ребенка и подростка
  • Способен оценить особенности представлений ребенка об окружающем мире на основе проведенного интервью.
  • Способен применить схему контент-анализа ранних воспоминаний А. Адлера к конкретному первому детскому воспоминанию.
  • Способен проанализировать отдельные показатели рисуночных тестов (Рисунок человека; Рисунок семьи) и их взаимосвязи.
  • Способен провести методику исследования самооценки ребенка и подростка и клиническую беседу на основании полученных результатов (методика "Лесенка", методика Дембо-Рубинштейн)
  • Способен проинтерпретировать результаты по методике детской шкалы Векслера и сделать выводы об особенностях интеллектуального развития ребенка/подростка
  • Способен создать сказку с учетом психологических проблем ребенка.
  • Способен создать целостный «психологический портрет» ребенка и его взаимоотношений в семье на основе применения рисуночных тестов (Рисунок человека, Рисунок семьи).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Детско-родительские отношения и их диагностика
  • Привязанность и ее диагностика
  • Ранние воспоминания как метод изучения личности и ее жизненного стиля
  • Рисуночные тесты в практике психологического обследования ребенка
  • Сказкотерапия как метод практической работы психолога
  • Исследование самооценки детей и подростков
  • Методы исследования интеллекта детей и подростков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Анализ раннего воспоминания
  • неблокирующий Анализ рисунка человека, выполненного ребенком
  • неблокирующий Создание сказки с учетом психологических проблем ребенка
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Анализ раннего воспоминания + 0.2 * Анализ рисунка человека, выполненного ребенком + 0.3 * Активность + 0.3 * Создание сказки с учетом психологических проблем ребенка
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая психодиагностика, Бодалев, А. А., 2006
  • Практика и теория индивидуальной психологии, Адлер, А., 2011
  • Практикум по сказкотерапии, Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., 2001
  • Психологическое тестирование детей [Электронный ресурс], , 2002
  • Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002
  • Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие, Молчанова, О. Н., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Привязанность, Боулби, Дж., 2003
  • Сказка в гостях у психологии : психологические техники: сказкотерапия, Защиринская, О. В., 2001

Авторы

  • Молчанова Ольга Николаевна