Бакалавриат
2022/2023
Практикум: Методы диагностики для детей и подростков
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Молчанова Ольга Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
Практикум по психологи развития рассчитан на более глубокое освоение следующих прикладных вопросов возрастной психологии: психологические трудности детей разного возраста; умение их анализировать; знакомство с основными методиками и приемами индивидуального психологического обследования ребенка и его межличностных отношений в семье. Результатом освоения данного курса является: 1. знание основных психологические проблем, возникающих в отдельные возрастные периоды детства и методов их выявления; 2. умение отбирать стратегии исследования психического развития, методики и техники для выявления специфики психического функционирования ребенка с учетом особенностей возрастных этапов; 3. овладение первичными навыками работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием. Основными элементами контроля являются домашние задания и аудиторная работа.
Цель освоения дисциплины
- Освоение студентами ряда методик и приемов индивидуального психологического обследования ребенка и подростка.
- Формирование способности выделять психологические проблемы и трудности детей разного возраста, связанных с возрастным развитием, уметь их исследовать и анализировать.
Планируемые результаты обучения
- Освоение студентами ряда методик (совместный тест Роршаха, тест А. Варга) изучения детско-родительских отношений. Формирование способности выделять психологические проблемы и трудности детей в семье, в отношениях с родителями, уметь их анализировать.
- Способен выявить и проанализировать особенности отношений привязанности ребенка к значимым другим, используя методику «Рисуночный рассказ» Н. Каплан
- Способен на основе результатов самооценочных методик сделать вывод об особенностях и проблемах самооценки ребенка и подростка
- Способен оценить особенности представлений ребенка об окружающем мире на основе проведенного интервью.
- Способен применить схему контент-анализа ранних воспоминаний А. Адлера к конкретному первому детскому воспоминанию.
- Способен проанализировать отдельные показатели рисуночных тестов (Рисунок человека; Рисунок семьи) и их взаимосвязи.
- Способен провести методику исследования самооценки ребенка и подростка и клиническую беседу на основании полученных результатов (методика "Лесенка", методика Дембо-Рубинштейн)
- Способен проинтерпретировать результаты по методике детской шкалы Векслера и сделать выводы об особенностях интеллектуального развития ребенка/подростка
- Способен создать сказку с учетом психологических проблем ребенка.
- Способен создать целостный «психологический портрет» ребенка и его взаимоотношений в семье на основе применения рисуночных тестов (Рисунок человека, Рисунок семьи).
Содержание учебной дисциплины
- Детско-родительские отношения и их диагностика
- Привязанность и ее диагностика
- Ранние воспоминания как метод изучения личности и ее жизненного стиля
- Рисуночные тесты в практике психологического обследования ребенка
- Сказкотерапия как метод практической работы психолога
- Исследование самооценки детей и подростков
- Методы исследования интеллекта детей и подростков
Элементы контроля
- Активность
- Анализ раннего воспоминания
- Анализ рисунка человека, выполненного ребенком
- Создание сказки с учетом психологических проблем ребенка
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.2 * Анализ раннего воспоминания + 0.2 * Анализ рисунка человека, выполненного ребенком + 0.3 * Активность + 0.3 * Создание сказки с учетом психологических проблем ребенка
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Общая психодиагностика, Бодалев, А. А., 2006
- Практика и теория индивидуальной психологии, Адлер, А., 2011
- Практикум по сказкотерапии, Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., 2001
- Психологическое тестирование детей [Электронный ресурс], , 2002
- Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002
- Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие, Молчанова, О. Н., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Привязанность, Боулби, Дж., 2003
- Сказка в гостях у психологии : психологические техники: сказкотерапия, Защиринская, О. В., 2001