Бакалавриат
2022/2023
Введение в нейронауки
Статус:
Курс по выбору (Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Отдел сопровождения учебного процесса в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Хлебникова Надежда Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Курс является кратким обзором современного состояния нейронаук (neuroscience), прежде всего, с точки зрения нейрофизиологии и нейробиологии поведения. Курс включает в себя базовую информацию о строении и функциях нервной системы как человека, так и основных экспериментальных животных, используемых в качестве моделей для изучения принципов работы мозга. Особое внимание в ходе курса уделяется тем областям наук о нервной системе, которые наиболее интенсивно развиваются в последние годы: молекулярной и эволюционной нейрофизиологии, нейровизуализации, молекулярной нейрофармакологии, моделированию нейронных сетей, нейроиммуноэндокринологии и др.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у обучающихся представление о том, как современная наука получает сведения о механизмах работы мозга
- Сформировать базовое понимание основ психических процессов
- Сформировать представление о взаимосвязи между психическими процессами и состоянием нервной системы
Планируемые результаты обучения
- Знает базовые принципы обработки и проведения информации нервными клетками на электрическом и химическом уровнях
- Знает о взаимодействии мозга и сенсорных систем, двигательных систем
- Знаком с организацией и работой синапса
- Знаком с организацией спинного мозга, основными периферическими нервами
- Имеет представление о медиаторах нервной системы как вещества, отвечающие за передачу информацию в синапсах
- Имеет представление о регуляции витальных процессов в организме человека
- Имеет представление об общих сведениях о строении нервной системы
- Понимает механизмы формирования привыкания и зависимости
- Понимает роль головного мозга в управлении высшими психическими функциями
- Представляет взаимное расположение и роль различных структур головного мозга
- Различает важнейшие группы психотропных препаратов – молекул, имитирующих действие медиаторов
Содержание учебной дисциплины
- Общий обзор строения нервной системы на уровне макроструктур.
- Обзор молекулярного и клеточного уровней организации нервных клеток и нервной ткани.
- Электрические свойства нервных клеток.
- Строение и функционирование синапсов.
- Ацетилхолин (Ацх), его роль в центральной и периферической нервной системе.
- Норадреналин (НА) и стресс.
- Глутамат и ГАМК – главный возбуждающий и главный тормозный медиаторы нервной системы.
- Дофамин и серотонин: важнейшие медиаторы психоэмоциональной сферы.
- Основные группы медиаторов-пептидов.
- Аденозин и кофеин. Глицин. Анандамид и каннабиноиды.
- Мозг и гомеостаз (поддержание постоянства внутренней среды организма): значение для общего уровня здоровья и долголетия.
- Мозг и биологические потребности.
- Мозг и процессы обучения.
- Речевые центры головного мозга, их формирование у ребенка; речевое обобщение.
- Принципы работы сенсорных систем.
- Мозг и управление движениями.
Элементы контроля
- ПосещаемостьМаксимум - 8 баллов
- ДокладДва доклада по 9 баллов, максимум 18
- Финальная контрольная работаМаксимум - 26 баллов
- Письменное тестированиерезультаты письменного тестирования по 3-хбалльной системе: 1 балл - удовл., 2 балла – хорошо, 3 балла - отлично, максимум 48 баллов за все тесты совокупно (без возможности пересдачи)
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.26 * Финальная контрольная работа + 0.08 * Посещаемость + 0.18 * Доклад + 0.48 * Письменное тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Регуляторные системы организма человека : учеб. пособие для вузов, Дубынин, В. А., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Сергеев, И. Ю. Физиология человека и животных в 3 т. Т. 1 нервная система: анатомия, физиология, нейрофармакология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 393 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8578-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433616 (дата обращения: 28.08.2023).
- Сергеев, И. Ю. Физиология человека и животных в 3 т. Т. 2 кровь, иммунитет, гормоны, репродукция, кровообращение : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8760-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433631 (дата обращения: 28.08.2023).
- Сергеев, И. Ю. Физиология человека и животных в 3 т. Т. 3 мышцы, дыхание, выделение, пищеварение, питание : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 211 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9077-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433696 (дата обращения: 28.08.2023).
- Фонсова, Н. А. Анатомия центральной нервной системы : учебник для академического бакалавриата / Н. А. Фонсова, И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 338 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3504-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433561 (дата обращения: 28.08.2023).