• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Россия и страны Востока

Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Цель дисциплины - предоставление учащимся систематических сведений об истории политических, культурных и торговых взаимоотношений Руси/России со странами и народами Ближнего Востока, а точнее, на «южной траектории внешней политики России». В результате освоения дисциплины у обучаемых формируются целостные представления о закономерностях эволюции России как социально-политической целостности, ее международного положения и характера ее взаимодействия со странами и народами Ближнего Востока. В результате изучения дисциплины студент приобретает знание общих принципов и закономерностей эволюции отношений Руси/России со странами и народами региона, получившего название Ближний Восток, на разных исторических этапах, наиболее влиятельных концепций развития этих отношений. Научится различать и оценивать внешние и внутренние факторы, обусловливавшие национальные интересы России и ее политику в отношении стран и народов Ближнего Востока, видеть общее и особенное в структуре этих интересов. Приобретет навыки (опыт) последовательного анализа историко-культурных, социально-экономических и политических факторов международного взаимодействия, применения техники реферирования и анализа научных текстов по проблемам истории международных отношений, геополитики, культурного и социально-экономического развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения материала учебной дисциплины «Россия и страны Востока» являются формирование универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: 1) в области научно-исследовательской деятельности − получить базовые знания в области истории отношений русского государства на всех этапах его существования и эволюции со странами и народами Востока, о трактовках исторической наукой ключевых проблем истории этих отношений, а также умения и навыки, необходимые для участия в научных исследованиях, предполагающих анализ исторического материала по соответствующей проблематике; 2) в области экспертно-аналитической деятельности − выработать базовые умения, необходимые для осуществления научно-гуманитарной экспертизы материалов исторического характера, имеющих отношение к указанной проблематике; 3) в области практической и организационно-управленческой деятельности − сформировать базовые умения и навыки, необходимые для анализа названного выше исторического материала, оформления и использования результатов анализа.В результате освоения дисциплины студент должен: 1) знать общие принципы и закономерности развития отношений России со странами и народами Востока на разных исторических этапах, основное содержание соответствующих исторических процессов и факторов, определяющие это содержание; 2) уметь различать общее и особенное в развитии указанных отношений на разных этапах, находить причины их исторической специфики; 3) владеть навыками последовательного анализа исторического материала по соответствующей проблематике и техникой реферирования текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет и иллюстрирует характер интересов и содержание политики СССР на Востоке во второй половине ХХ в., влияние идеологического фактора и международной конкуренции на эту политику.
  • Называет, анализирует, различает и сравнивает характер интересов и содержание политики Российской империи на Востоке в начале ХХ в. и политики СССР в отношении стран Востока в первой половине XX в., различает следы внешнего влияния во внешней политике этих стран.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе по восточноазиатской части курса
    По итогам девяти семинарских занятий студенты должны представить эссе на одну из четырех предложенных тем: 1. Проблема российско-японских (российско-корейских, российско-китайских) отношений и мои предложения по ее решению. От студента требуется: - кратко разъяснить суть проблемы; - указать в чем именно эта проблема создает препятствия для двусторонних отношений России с Японией , КНР. Республикой Корея, КНДР; - внести конкретные свои предложения для решения проблемы; - четко пояснить какие результаты Вы ожидаете получить; - разъяснить формы и методы, с помощью которых студент планирует реализовать свое предложение. 2. История успеха в российско-японских (российско-китайских, российско-корейских) отношениях. От студента требуется: - найти успешный пример взаимодействия России (СССР) с одной из предложенных стран (Японией, КНР, Республикой Корея, КНДР); - разъяснить по каким критериям Вы определили, что приведенный пример двустороннего сотрудничества является успехом; - пояснить за счет чего, по Вашему мнению, удалось добиться успеха; оценить возможность повторения успеха; - высказать мнение, при каких обстоятельствах возможно повторение успеха. 3. Неиспользованные возможности в российско-японских (российско-китайских, российско-корейских) отношениях. От студента требуется: - определить одну из областей, в которой имеются неиспользованные возможности для развития отношений России с одной из предложенных стран (Японией КНР, Республикой Корея. КНДР); -указать, в чем именно заключаются неиспользованные возможности; - пояснить, с чем связана причина того, что до настоящего времени эти возможности остались нереализованными; - пояснить какие конкретные полезные результаты автор ожидает получить в ходе реализации неиспользованных возможностей; - предложить конкретные формы и методы, с помощью которых студент планирует реализовывать свое предложение. 4. Мои предложения по критериям оценки эффективности сотрудничества России с Японией, Китаем, Республикой Корея, КНДР на одном из выбранных направлений. От студента требуется: - предложить и обосновать критерии оценки эффективности; - на основе предложенных критериев провести самостоятельную оценку эффективности сотрудничества России с одной из указанных стран в наиболее близкой для студента области.
  • неблокирующий Работа на семинарах по ближневосточной части курса
  • неблокирующий Представление исследования об отношении к России в ближневосточных странах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Работа на семинарах по ближневосточной части курса + 0.5 * Эссе по восточноазиатской части курса + 0.25 * Представление исследования об отношении к России в ближневосточных странах