• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Проблемы экономического развития стран БРИКС"

Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Научный семинар нацелен на формирование целостного представления о месте и роли стран БРИКС в мировой экономике, а также об истории, развитии, текущих вызовах и перспективах группы. На семинаре студенты узнают об экономических моделях стран БРИКС, основах экономической повестки группы и месте объединения в системе глобального управления и международных институтах. Акцент будет сделан на развитие навыков ведения дискуссии и критической оценки научных и аналитических материалов по вопросам, связанным с БРИКС. Студенты будут работать с исследовательскими публикациями, аналитическими обзорами и статистическими данными по тематике БРИКС. В рамках семинара студенты будут иметь возможность воспроизвести работу делегаций стран БРИКС на «ролевом» саммите БРИКС, поучаствовать в дебатах и принять итоговую «декларацию».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование целостного представления о месте и роли стран БРИКС в мировой экономике, а также об истории, развитии, текущих вызовах и перспективах группы
  • Обзор ключевых проблем развития стран БРИКС, основных факторов, способствующих развитию стран и препятствующих ему
  • Формирование навыка самостоятельной работы с макроэкономической статистикой на примере стран БРИКС
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет основные проблемы стран БРИКС в социальной сфере, включая здравоохранение, образование, социальную защиту.
  • Называет участников формата БРИКС+
  • Определяет основные особенности экономической модели Бразилии.
  • Определяет основные особенности экономической модели Индии.
  • Определяет основные особенности экономической модели Китая.
  • Определяет основные особенности экономической модели России.
  • Определяет основные особенности экономической модели ЮАР.
  • Оценивает потребности и возможности стран БРИКС в финансировании инфраструктуры.
  • Сравнивает географическую и отраслевую структуру инвестиций стран БРИКС. Оценивает деятельность Нового банка развития.
  • Сравнивает географическую и товарную структуру торговли стран БРИКС. Интерпретирует основные положения стратегии экономического сотрудничества БРИКС.
  • Сравнивает динамику основных показателей стран БРИКС
  • Сравнивает модели содействия развитию стран БРИКС, знает отличия от моделей стран КСР.
  • Сравнивает подходы к развитию БРИКС. Оценивает повестку БРИКС в области реформы глобальной финансовой архитектуры.
  • Формулирует основные позиции стран БРИКС, показывает навыки презентации собственных суждений и ведения дискуссии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • БРИКС: история создания и место в мировой экономике
  • Экономическая модель России
  • Экономическая модель Китая
  • Экономическая модель Бразилии
  • Экономическая модель Индии
  • Экономическая модель ЮАР
  • Сотрудничество в торговле. Стратегия экономического сотрудничества стран БРИКС.
  • Сотрудничество в инвестиционной сфере. Новый банк развития
  • БРИКС в системе глобального управления. Текущие вызовы и перспективы развития БРИКС
  • Системы образования стран БРИКС
  • Системы здравоохранения и социальной защиты стран БРИКС
  • БРИКС и климат
  • Инфраструктура в странах БРИКС
  • Модели содействия развитию стран БРИКС
  • Модель БРИКС
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Студент должен ясно и отчетливо ответить на поставленный вопрос, привести аргументы к своему ответу, владеть научной терминологией и излагать мысли на хорошем литературном языке. В случае соответствия ответа всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8-10), в случае неполного ответа студента или неспособности студента отвечать с использованием исключительно научного языка или на хорошем литературном языке – хорошая оценка (6-7), в случае путаного, неадекватного ответа, на обыденном языке – удовлетворительная оценка (4-5), в случае полной неготовности студента – неудовлетворительная оценка (1-3).
  • неблокирующий Деловая игра БРИКС
    «Деловая игра БРИКС» продолжается в течение года и представляет собой моделирование встреч, которые проходят в течение года в рамках сотрудничества БРИКС, по основным направлениям (торговля, инвестиции, здравоохранение, образование, климат, информационные технологии и телекоммуникации, внешняя политика и другие). К каждой встрече группа студентов, представляющих страну БРИКС или международную организацию, обязана подготовить тематический доклад – записку о потенциальном направлении сотрудничества с обоснованием выгоды для отдельных стран или группы в целом и описанием существующих каналов и механизмов сотрудничества. В ходе семинара группы обсуждают предложенные инициативы и принимают «коммюнике» по каждой теме. На итоговой «встрече лидеров» группа представляет доклад с обзором влияния принятых в течение года решений на экономику «своей» страны. Каждая записка оценивается по 3-х балльной шкале: 2 балла – обоснованная, детализированная, вовремя предоставленная записка с оригинальным предложением по повестке, ясно выраженной позицией страны и информированностью об интересах других стран, описанием текущих механизмов сотрудничества и текущей ситуации в выбранной сфере; 1 балл – предоставлена записка со стандартными предложениями, отсутствует один из элементов записки (текущая ситуация по странам БРИКС с цифрами и/или графиками, обзор принятых документов и механизмов сотрудничества, предложение), 0 баллов – отсутствие записки. Всего от группы должно быть предоставлено 9 записок и итоговый доклад.
  • неблокирующий Оценка за аудиторную работу
    Отличная оценка (8-10) ставится за блестящую (точные и глубокие ответы, умение приводить аргументы и контраргументы, умение корректно спорить, знание позиции своей страны и других стран БРИКС, знание повестки стран БРИКС, знание основных данных и цифр) и регулярную работу на семинарах, хорошая оценка (6-7) – за адекватные ответы и нечастую работу, удовлетворительная оценка (4-5) – за редкие и неточные ответы, неудовлетворительная оценка (1-3) – за полное отсутствие ответов и неготовность к семинарам.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Студент должен в лаконичной форме ясно и отчетливо изложить ответ на вопрос контрольной работы, привести необходимую аргументацию и актуальные цифры. В случае соответствия работы всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8-10), в случае отсутствия корректных данных или ключевых аргументов – хорошая оценка (6-7), в случае неясного, запутанного изложения, отсутствия данных и аргументации – удовлетворительная оценка (4-5), в случае полного несоответствия работы указанным критериям – неудовлетворительная оценка (1-3).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    1 * Оценка за аудиторную работу
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.4 * Деловая игра БРИКС + 0.08 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен + 0.32 * Оценка за аудиторную работу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Towards a long-term strategy for BRICS [Elektronische Ressource] : a proposal by the BRICS Think Tanks Council / Renato Baumann (coord.). BRICS Think Tanks Council. (2015). Brasília: IPEA. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.468214488
  • Мировая экономика в начале XXI века : учеб. пособие, Авдашева, С. Б., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Страны БРИКС в современной мировой экономике, Авдокушин, Е. Ф., 2013

Авторы

  • Морозкина Александра Константиновна