Бакалавриат
2022/2023
Организационное поведение и управление человеческими ресурсами
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Волченко Татьяна Вячеславна,
Логачева Елена Викторовна,
Малина Арина Ефимовна,
Мусич Елена Александровна,
Фаталина Анастасия Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса рассматриваются ключевые концепции как индивидуального, так и группового поведения людей в организации, а также причины и факторы, влияющие на формирование данного поведения; на теоретическом и практическом уровнях изучаются основные компоненты системы управления человеческими ресурсами. На основе полученных знаний и навыков студенты научаются использовать системный подход к управлению человеческими ресурсами организации.
Цель освоения дисциплины
- Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с современными международными подходами в теории и практике управления организационным поведением. Курс направлен на формирование у студентов целостного взгляда на объяснение, прогнозирование и управление поведением людей в организации, а также на систему обеспечения компании человеческими ресурсами и управления ими, как на один из основных инструментов достижения компанией своих корпоративных целей и выполнения стратегии. Кроме того, данный курс направлен на формирование у слушателей понимания путей построения собственной карьеры, как профессиональной, так и управленческой. В курсе используются модели и концепции психологии, социологии, антропологии и политологии. Цели курса достигаются путем как освоения слушателями теоретических знаний, так и проработки реальных кейсов.
- Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с современными международными подходами в теории и практике управления организационным поведением. Курс направлен на формирование у студентов целостного взгляда на объяснение, прогнозирование и управление поведением людей в организации, а также на систему обеспечения компании человеческими ресурсами и управления ими, как на один из основных инструментов достижения компанией своих корпоративных целей и выполнения стратегии. Кроме того, данный курс направлен на формирование у слушателей понимания путей построения собственной карьеры, как профессиональной, так и управленческой. В курсе используются модели и концепции психологии, социологии, антропологии и политологии. Цели курса достигаются путем как освоения слушателями теоретических знаний, так и проработки реальных кейсов.
Планируемые результаты обучения
- В результате прохождения данного курса студент: • Владеет основными терминами и понятиями, используемыми в описании организационного поведения
- • Знает основные закономерности индивидуального поведения людей в организации;
- • Может объяснить связь между личностными характеристиками, ценностными установками, эмоциональным состоянием человека и его трудовым поведением;
- • Знает описание и основные результаты ключевых исследований в области организационного поведения; • Может объяснить, каким образом использование концепций Организационного поведения влияет на повышение эффективности организаций
- • Знает основные закономерности группового поведения людей в организации;
- Знает стили лидерства и руководства
- • Может объяснить и привести примеры влияния организационной культуры на поведение работников и эффективность организации;
- Может описать основные модели перемен в организации
- • Знает исторические и современные подходы к управлению человеческими ресурсами
- • Понимает и умеет описывать роль человеческих ресурсов в рамках общей деятельности компании
- • Знает и понимает основы построения системы управления человеческими ресурсами организации; • Знает основные компоненты системы управления человеческими ресурсами, а также современные технологии и методы планирования, найма, адаптации, стимулирования, развития и оценки персонала. • Приводит примеры реализации программ и мероприятий по управлению человеческими ресурсами в организации
Содержание учебной дисциплины
- Блок 1. Организационное поведение. Тема 1. Введение в организационное поведение
- Тема 2. Основы индивидуального поведения. Индивидуальные ценности.
- Тема 3. Личность и эмоции.
- Тема 4. Основные концепции мотивации.
- Тема 5. Индивидуальное принятие решений.
- Тема 6. Группы в организации.
- Тема 7. Конфликты и переговоры.
- Тема 8. Лидерство и доверие в организации.
- Тема 9. Организационная культура и организационное поведение
- Тема 10. Организационные перемены и организационное развитие
- Блок 2. Управление человеческими ресурсами Тема 1. Возникновение теории управления человеческими ресурсами и ее эволюция. Современный подход к управлению человеческими ресурсами. Национальные особенности в подходах к управлению человеческими ресурсами.
- Тема 2. Организационная структура компании, распределение функций. Обеспечение выполнения стратегии компании человеческими ресурсами. Планирование и аудит человеческих ресурсов
- Тема 3. Подбор и адаптация персонала
- Тема 4. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала
- Тема 5. Развитие человеческих ресурсов организации
- Тема 6. Оценка персонала.
- Тема 7. Модель компетенций. Управление по ценностям. Управление талантами. HR-аналитика.
Элементы контроля
- Групповой проект: «Анализ системы управления человеческими ресурсами в выбранной компании»Групповой проект выполняется в виде аналитического отчета и презентации на последнем семинарском занятии. Тема проекта: «Анализ системы управления человеческими ресурсами организации». Задание выполняется на примере реальной российской или зарубежной организации. Выбор организации осуществляется студентами самостоятельно. Сбор и анализ материалов об организации и ее системе управления человеческими ресурсами могут осуществляться студентами группой не более 5-ти человек.
- Домашнее задание. Составление резюме.Студент составляет резюме в соответствии с 10-тью критериями, озвученными на лекционном занятии.
- Кейсы и деловые игры, проводимые на семинарских занятиях (1 модуль)Студент получает оценки за выполнение практических заданий (кейсов) и участие в деловых играх в ходе семинарских занятий.
- Промежуточные тесты (1 модуль)Формат: 10 закрытых вопросов с вариантами ответов. Продолжительность – 15 минут. Формат – онлайн.
- ЭкзаменПисьменный экзамен. Продолжительность 40 минут. Всего 16 вопросов: 10 - закрытые вопросы (1 вопрос - 1 балл), 6 - открытые вопросы (4 вопроса - 1,5 балла, 2 вопроса - 2 балла) . Максимальное количество баллов - 20.
- Кейсы и деловые игры, проводимые на семинарских занятиях (2 модуль)
- Промежуточные тесты (2 модуль)
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.05 * Промежуточные тесты (1 модуль) + 0.1 * Кейсы и деловые игры, проводимые на семинарских занятиях (2 модуль) + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Групповой проект: «Анализ системы управления человеческими ресурсами в выбранной компании» + 0.1 * Домашнее задание. Составление резюме. + 0.1 * Кейсы и деловые игры, проводимые на семинарских занятиях (1 модуль) + 0.05 * Промежуточные тесты (2 модуль)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Organizational behaviour, Robbins, S. P., 2017
- Главный учебник HR в мире, Армстронг, М., 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует, пер. с англ. Т. Гутман ; науч. ред. С. Филонович ; ред. П. Суворова, 11-е изд., 262 с., Адизес, И. К., 2020
- Мотивация и оплата труда : современные модели и технологии : учеб. пособие для вузов, Ребров, А. В., 2016
- Основы организационного поведения, Роббинз, С.П., 2006
- Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг, М., 2018