• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Экономическая и социальная статистика

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Демьянова Анна Владимировна, Козлов Владимир Александрович, Саутина Елена Вячеславовна, Чернина Евгения Марковна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов со статистическими данными, обычно используемыми в социальных науках. Программа курса включает краткое введение в принципы сбора и использования данных из различных источников, а также основы работы государственных органов и международных организаций в сфере статистики. В рамках курса изучается статистика по шести темам: цены, образование, рынок труда, здоровье, благосостояние домохозяйств, бедность и неравенство. Лекции будут включать обзор источников данных и статистических показателей, используемых в соответствующей области знаний. Семинары посвящены обсуждению данных, которые можно найти в открытых источниках, а также разбору методологических вопросов расчета отдельных показателей на практических примерах. На каждом семинаре будет проводиться короткий тест по предыдущей теме. Студенты выполнят групповой проект, который предполагает проведение глубокого анализа показателей и источников по выбранной узкой теме. Экзамен будет включать тестовые и открытые вопросы по изученным темам. Условия для прохождения курса: базовые знания математической статистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить базовые принципы сбора, обработки и использования статистических данных из различных источников.
  • Познакомить слушателей с основными статистическими показателями, используемыми в различных разделах социальных наук
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать определения и методы расчета различных статистических показателей, используемых в изучаемых областях социальных наук
  • Знать основные источники статистических данных, их достоинства и недостатки
  • Понимать методологические особенности расчета показателей социально-экономической статистики
  • Уметь выбирать статистические показатели для анализа социально-экономической ситуации в странах и регионах
  • Уметь проводить поиск необходимой информации в открытых базах данных
  • Уметь проводить сравнительный межстрановой анализ социально-экономической ситуации с учетом методологических особенностей расчета статистических показателей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социальную и экономическую статистику
  • Статистика образования
  • Статистика рынка труда
  • Статистика здоровья
  • Статистика благосостояния домохозяйства
  • Статистика бедности и неравенства
  • Статистика цен
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Ответ на семинаре
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен длится 100 минут и состоит из 30-40 вопросов (как с вариантами ответов, так и открытых, требующих развёрнутого ответа) по содержанию лекций и семинаров.
  • неблокирующий Групповой проект
    Организационная часть. Проект готовится в группе до 4 человек, тема является выбором группы и не должна (но может) быть одобрена преподавателем. Результатом проекта является текст и презентация. К концу второй недели курса группа должна назначить дату презентации в соответствии с выбранной широкой темой. Срок подачи текста - за 5 дней до запланированного дня презентации (например, если презентация состоится 06.10, крайний срок - 23:59 01.10). В случае опоздания, итоговая оценка снижается на 0.5 балла из 10 за сдачу в каждый последующий за дедлайном 12-ти часовой интервал. Группа не только презентует собственную работу, но и готовит отзыв на одну из работ коллег. Отзыв предполагает оценку работы по заданным критериям, короткое описание достоинств и, если есть, недостатков работы. Группа представляет отзыв на семинаре после презентации проекта, в рамках обсуждения проекта необходимо задать коллегам минимум 3 содержательных вопроса по итогам презентации. Преподаватель распределяет работы по группам-рецензентам после закрытия записи на презентации на 2й неделе курса. Рецензенты получают работу коллег одновременно с преподавателем. Оценки публикуются после проведения всех презентаций. Содержательная часть. Целью данного проекта является изучение методологических вопросов использования статистических данных для анализа социально-экономических процессов. В проекте студенты самостоятельно или с помощью преподавателя выбирают конкретную тему. Значительным достоинством работы является наличие проблематизации. То есть, если проект раскрывает реально существующие сложности в создании, выборе или интерпретации статистических показателей. Несколько примеров таких тем: 1) Выбор показателя для анализа благосостояния в развивающихся странах 2) Учет теневых доходов при расчете показателя заработных плат 3) Сравнение уровня бедности в стране X и стране Y 4) Сравнение субъективного и объективного уровней бедности в стране X 5) Сопоставление объективных и субъективных показателей здоровья
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.15 * Тест + 0.2 * Ответ на семинаре + 0.4 * Экзамен + 0.25 * Групповой проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Международная статистика : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. И. Башкатов [и др.] ; под редакцией Б. И. Башкатова, А. Е. Суринова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 593 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10635-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442574 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Международная статистика : учебник для вузов, Башкатов, Б. И., 2013
  • Статистика : учебник и практикум для академического бакалавриата, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Education Glance, & Oecd Indicators. (2014). Education at a Glance 2014. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFB370A9