Бакалавриат
2022/2023
Digital Memory: что происходит с памятью в цифровую эпоху?
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Мороз Оксана Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Digital Memory — актуальный концепт, с помощью которого описывают трансформации технологий и практик припоминания, случившиеся благодаря все нарастающему влиянию цифровых технологий на повседневную и профессиональную жизнь человека. Исследование цифровой памяти – как практики создания артефактов, взаимодействия с ПО и организации социальных действий с учетом цифровых технологий документации и свидетельствования – позволяет анализировать актуальные частные и коллективные социокультурные реалии, замечая следы прошлого в настоящем. Подобная аналитика позволяет более качественно подходить к пониманию методов реактуализации прошлого и конструирования настоящего, аккуратно ставить вопрос о природе «факта», «конструкта», «фейка», а также обогащает опыт исследований и расследований (в том числе, журналистских) и добавляет большей рефлексивности во взаимодействии с цифровыми инструментами, сервисами и платформами. Эта дисциплина будет полезна всем, кто самостоятельно занимается сторителлингом, интересуется инструментами медийного и цифрового конструирования повседневности, а также влияния цифровых интерфейсов на антропологические и социальные практики.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с предметной областью Digital Memory Studies.
- Освоение ключевых аналитических методов и кейсов, позволяющих студентам изучать методы медийного сторителлинга для конструирования картин настоящего и прошлого, а также применять подобные методы в своей журналистской деятельности.
- Изучение способов конструирования индивидуальных и коллективных воспоминаний и припоминаний как элементов социальных практик; владение этими способами полезно для лучшего понимания методов «сборки» повестки.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует индивидуальные и коллективные практики, технологии использования медиа (в т.ч. СМИ) для конструирования артефактов памяти.
- Анализирует ключевые для Digital Memory Studies кейсы, а также пополняет их архив, сообразуясь с целью возможного использования этих кейсов в журналистской/публицистической деятельности.
- Знакомится с ключевыми исследованиями из предметных областей и определяет связь между субдисциплинарными полями, а также ключевые объекты/предметы изысканий.
- Изучает ключевые практики спонтанного и организованного припоминания (в формате проспективной и ретроспективной памяти), которые производятся с использованием цифровых технологий и конструируют повестку.
- Изучает основные характеристики цифровой среды (как смешанной реальности, платформенного пространства) в контексте норм и эксцессов работы с индивидуальной и коллективной памятью.
- Работает с платформами, сервисами, форматами конструирования коллективного опыта/переживания прошлого и его реактуализации в настоящем.
Содержание учебной дисциплины
- Memory Studies и Media Studies
- Медиатизация памяти
- Память и цифровые технологии: определяя предметное поле
- Цифровая память: форматы
- Цифровая память: практики
- Кейсы: архивы и свидетели
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.4 * Эссе + 0.3 * Реферат + 0.3 * Презентация (в формате печи-кучи)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Andrew Hoskins, & John Tulloch. (2016). Risk and Hyperconnectivity : Media and Memories of Neoliberalism. Oxford University Press.
- Fuller, M. (2008). Software Studies : A Lexicon. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=228271
- P. Lee, & P. Thomas. (2012). Public Memory, Public Media and the Politics of Justice. Palgrave Macmillan.
- Язык новых медиа, Манович, Л., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Andrew Hoskins. (2017). Digital Memory Studies : Media Pasts in Transition: Vol. First edition. Routledge.
- Deuze, M., & Witschge, T. (2020). Beyond Journalism. Polity.
- Kilbourn, R. J. A. (2010). Cinema, Memory, Modernity : The Representation of Memory From the Art Film to Transnational Cinema. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=653625
- Мельникова Екатерина. (n.d.). Алейда Ассман. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с. ISBN 978-5-4448-0146-8. Алейда Ассман. Новое недовольство мемориальной культурой. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2016. 223 с. ISBN 978-5-4448-0516-9. Алейда Ассман. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. Пер. С нем. Б. Хлебникова; пер. Английских цитат Д. Тимофеева. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 272 с. ISBN 978-5-4448-0648-7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2faleyda-assman-dlinnaya-ten-proshlogo-memorialnaya-kultura-i-istoricheskaya-politika-per-s-nem-borisa-hlebnikova-m-novoe-literaturnoe