Магистратура
2022/2023![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Позитивная психология затрудненных условий развития
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Позитивная психология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Александрова Лада Анатольевна
Прогр. обучения:
Позитивная психология
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Цель курса — ознакомить слушателей с позитивной психологией применительно к проблематике затрудненных условий развития. Основная идея — подготовка теоретико-методологического фундамента для синтеза медицинской (реабилитационной), социальной (концепция выравнивания) и позитивной парадигм в теории, научных исследованиях в области позитивной психологии инвалидности, а также применительно к практике психологической помощи в психологическом преодолении затрудненных условий развития как одной из заданных неблагоприятных траекторий развития, с порой на понимание этого развития как варианта нормального, а не патологического развития. Задачи курса: а) сформировать представления о понятийном аппарате и теоретических подходах позитивной психологии применительно к затрудненным условиям развития (прежде всего, на примере ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) и инвалидности), разработанных в отечественной и зарубежной психологии; б)дать обзор фундаментальных и прикладных подходов и ознакомить с исследованиями в области позитивной психологии инвалидности в) сформировать представления о возможностях применения позитивной психологии в практике работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью г) ознакомить с теоретико-методологическими основами оказания развивающей психологической помощи в затрудненных условиях развития на основе принципов и подходов позитивной психологии.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у слушателей представления о понятийном аппарате и разнообразных теоретических подходах, разработанных в русле отечественной и зарубежной позитивной психологии применительно к затрудненным условиям развития (прежде всего, на примере ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) и инвалидности).
- Ознакомить с теоретико-методологическими подходами к исследованиям в области позитивной психологии инвалидности, разработанными в рамках отечественной и зарубежной психологии
- Сформировать представления о возможностях применения позитивной психологии в практике работы психолога с лицами с ОВЗ и инвалидностью
- Ознакомить с теоретико-методологическими основами, направлениями и методами оказания развивающей психологической помощи в затрудненных условиях развития основанных на идеях позитивной психологии
Планируемые результаты обучения
- Знает методы психологического вмешательства (интервенции), основанные на идеях позитивной психологии
- Знает основные методы исследования и исследовательские дизайны, используемые в позитивно-ориентированных исследованиях затрудненных условий развития на примере ОВЗ и инвалидности
- Знает теоретико-методологические основы и терминологию зарубежной и отечественной позитивной психологии, применяемую при анализе проблематики затрудненных условий развития
- Осуществляет поиск источников, по позитивной психологии применительно к проблемам инвалидности в зарубежных базах данных, анализирует эти источники и опирается на них в ходе научных дискуссий
- Различает концептуальные подходы, методологию и методы, относящиеся к различным парадигмам понимания инвалидности и ограниченных возможностей здоровья и способен осознанно синтезировать их при планировании эмпирически исследований и программ психологической помощи
Содержание учебной дисциплины
- Понятие о затрудненных условиях развития и механизмах их преодоления
- Психология в переосмыслении инвалидности: новые подходы
- Позитивная психология инвалидности: отечественный опыт
- Теория самодетерминации и проблемы инвалидности
- Позитивная психология инвалидности
- Механизмы психологического преодоления затрудненных условий развития
- Социальная психология инвалидности
Элементы контроля
- АктивностьАктивность (посещение) занятий и участие в дискуссиях
- ДокладСтудент готовит доклады на темы, предлагаемые преподавателем или самим студентом. Если тема предлагается студентом, она должна быть согласована с преподавателем.
- Вклад в работу по курсуЗа активное участие в работе курса и надситуативную активность преподаватель может оценить работу студента баллом по этому элементу контроля.
- ЭкзаменЭкзамен в форме устного собеседования о содержании курса по заданному списку тем.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Экзамен + 0.1 * Вклад в работу по курсу + 0.3 * Активность + 0.3 * Доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hefziba Lifshitz. (2020). Growth and Development in Adulthood Among Persons with Intellectual Disability : New Frontiers in Theory, Research, and Intervention. Springer.
- Karrie A. Shogren, Michael L. Wehmeyer, & Nirbhay N. Singh. (2017). Handbook of Positive Psychology in Intellectual and Developmental Disabilities : Translating Research Into Practice. Springer.
- Positive psychology : the scientific and practical explorations of human strengths, Snyder, C. R., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Erin Martz, & Hanoch Livneh. (2007). Coping with Chronic Illness and Disability : Theoretical, Empirical, and Clinical Aspects. Springer.
- Личностный потенциал : структура и диагностика, Аверина, А. Ж., 2011