• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Детская речь"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ахапкина Яна Эмильевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

На семинаре, с опорой на отечественную традицию изучения детской речи, анализируется освоение ребенком русского языка как первого. Особое внимание уделяется речи взрослых, воспринимаемой ребенком (как говорят мамы, папы, бабушки и дедушки). Анализируются различия между детскими стратегиями освоения языка (референциальной и экспрессивной), рассматривается освоение звуковой, лексической, грамматической составляющих языка. В фокусе внимания освоение особенностей имени и глагола, дейктических слов. На занятиях мы, в частности, обсудим, зачем мамам нужны уменьшительные (чем "кроватка" лучше "кровати"), как называть самого себя говорящему ("я" или "Петенька"), откуда мы знаем, что каштановыми бывают волосы, а не глаза, почему форма "рисовает" на ранних этапах освоения речи совершенно логична. НИС будет полезен всем, кто интересуется освоением языка как родного и как иностранного, теорией языка, психолингвистикой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент в результате работы в семинаре уверенно комментирует особенности детских высказываний в сопоставлении со взрослыми и объясняет механизмы освоения речи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент находит и объясняет черты референциальности и экспрессивности
  • Студент анализирует грамматику детского высказывания и обобщает наблюдения
  • Студент комментирует детские инновации и несовпадения со взрослой нормой
  • Студент комментирует данные наблюдений и экспериментов с опорой на материалы курса
  • Студент анализирует речевое поведение взрослого в общении с ребенком, фиксирует и комментирует черты регистра общения с детьми
  • Студент комментирует закономерности и тенденции, наблюдаемые в речевых образцах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Материнские стратегии
  • Детские стратегии
  • Правило в речи
  • Имя и глагол в детской речи
  • Прилагательное и местоимение в детской речи
  • Детские тексты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.5 * Реферат + 0.5 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ego Loquens : язык и коммуникационное пространство, Успенский, Б. А., 2012
  • Возрастная психолингвистика : хрестоматия, , 2004
  • Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи, Цейтлин, С. Н., 2009
  • Психолингвистика : учеб. пособие для вузов, Фрумкина, Р. М., 2007
  • Речевые ошибки и их предупреждение : учеб. пособие для вузов, Цейтлин, С. Н., 2013
  • Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н. Цейтлин. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 240 с. (Серия: «Учебник для вузов»). – ISBN 978-5-9500675-3-2. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046489 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1046489

Рекомендуемая дополнительная литература

  • (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология : новые науки о человеке говорящем, , 2017
  • Введение в языкознание : учебник для вузов, Маслов, Ю. С., 2005
  • Глухов, В. П.  Психолингвистика : учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469716 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Пищальникова В.А., Хлопова А.И. - Этнопсихолингвистика. Часть 1. Этническая идентичность. Учебное пособие - 978-5-392-31085-2 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/43336 - 43336 - PROSPECT
  • Цейтлин, С. (2010). Детская речь. Ребенок осваивает фразеологизмы. Universum: Вестник Герценовского Университета, (11). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.5635850