Бакалавриат
2022/2023
Культурное развитие стран Востока
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина входит в базовую часть блока дисциплин профессионального цикла. В процессе освоения дисциплины студенты познакомятся с основными этапами мирового развития культуры с углублением в исследовательскую проблематику исторического изучения культур стран Востока. В ходе курса будут рассмотрены отдельные феномены культур разных регионов Азии и Африки, их специфические особенности и влияние на развитие мировой культуры. Основной акцент в курсе сделан на развитие культуры народов Востока в древний и средневековый периоды истории. Помимо изучения исторического материала студенты познакомятся с историей и теорией изучения культуры.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представления об основных этапах мирового развития культуры и искусства с особым акцентом на историю культур стран Азии и Африки.
- Сформировать представление об особенностях и многообразии культурного наследия отдельных цивилизаций и культур Ближнего и Дальнего Востока; выработать и развить способность понимания важнейших культурных событий и процессов, определивших основные направления развития истории искусства в странах Востока.
- Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах современного культурного развития, характерного для соответствующих стран Востока.
- Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
- Выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению исторических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока; развивать умение использовать методы культурологических исследований и строить искусствоведческий анализ для описания различных культурных памятников.
- Способствовать развитию умений проводить анализ исторического развития различных регионов и стран.
Планируемые результаты обучения
- Обладает способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, умеет работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
- Стремится к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализирует и учитывает мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявляет творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности.
- Умеет эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; стремится к совершенствованию знаний о странах Востока, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию, использовать полученные знания для выработки нравственно-этических основ профессиональной и личностной коммуникации.
- Учитывает в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки историческую, культурную, религиозную, экономическую и политическую специфику, характерную для стран изучаемого региона.
- Обладает способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной исторической терминологией, выявлять научную сущность проблем, связанных с историческим развитием изучаемого региона.
- Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
- Использует в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук и использует современные информационные технологии в профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Введение в изучение культуры. Культура Древнего Востока
- Раздел 2. Развитие культуры стран Востока в средневековый период истории
Элементы контроля
- Тест на семинареТесты, выполняемые на семинарских занятиях, состоят из 10 вопросов: на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнения пропуска, раскрытия термина, определения даты. Если тест не был выполнен на семинарском занятии, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест. Один из тестов в конце курса посвящен знанию памятников постоянных экспозиций искусства Востока Государственного Эрмитажа, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Государственного музея истории религий. В случае, если студент занимается онлайн, он должен познакомиться с памятниками Востока в каталогах и альбомах музеев, включая коллекции онлайн: - http://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT?category=2673 - http://collection.kunstkamera.ru/ - http://gmir.ru/virtual/; http://gmir.ru/virtual/virt-collection/. Специальных списков предметов/ терминов/ имен мастеров и исследователей перед тестами студентам НЕ предоставляется, все вопросы формируются по материалам лекций.
- ДокладМетодические рекомендации к подготовке докладов и критерии оценки докладов: Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Перенос выполнения теста и презентации доклада на другой семинар не допускается.
- ЭссеЭссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную студентом, которая обязательно должна быть согласована с преподавателем. Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Тему эссе студент формулирует самостоятельно, а затем тема утверждается преподавателем. Тему эссе необходимо утвердить в течение 10 дней после начала модуля, затем тема утверждается преподавателем. Дедлайн сдачи работы в электронном виде устанавливается на 1 семинаре курса.
- ЭкзаменЭкзамен по дисциплине представляет собой письменный экзамен, 50 минут, состоящий из 1-го теоретического вопроса и визуального теста, который предполагает узнавание представленных памятников (10 репродукций в билете), умение определить его место в истории культуры народов стран Востока. Основанием для снижения оценки за итоговый контроль являются: фактические ошибки или неточности, некорректное использование терминологии, недостаточное описание памятника и некорректное определение его культурной ценности.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.2 * Тест на семинаре + 0.3 * Доклад + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бартольд, В. В. Ислам. Культура мусульманства / В. В. Бартольд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 221 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05833-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473884 (дата обращения: 28.08.2023).
- Махлина, С. Т. Художественная культура Востока. Повседневность и праздники : учебное пособие для вузов / С. Т. Махлина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13957-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477236 (дата обращения: 28.08.2023).
- Флиттнер, Н. Д. Культура и искусство Двуречья / Н. Д. Флиттнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05857-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473905 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Fisher, G. (2015). Arabs and Empires Before Islam. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1081348
- Grenet, F. (2010). « The fire temple at Tash-k’irman Tepe, Chorasmia » in : J. Cribb, G. Herrmann, eds., After Alexander. Central Asia before Islam. Oxford, Oxford University Press, 2007, pp. 435-453. (Proceedings of the British Academy, 133). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D2173BE2
- Jeehee Hong, Narrator: Amy McNair, & Narrator: Ankeney Weitz. (2016). Theater of the Dead : A Social Turn in Chinese Funerary Art, 1000-1400. University of Hawaii Press.
- Jerome Silbergeld, & Eugene Y. Wang. (2016). The Zoomorphic Imagination in Chinese Art and Culture. University of Hawaii Press.
- Matthew P. Canepa. (2018). The Iranian Expanse : Transforming Royal Identity Through Architecture, Landscape, and the Built Environment, 550 BCE–642 CE. University of California Press.
- Pamela D. Winfield, & Steven Heine. (2017). Zen and Material Culture. Oxford University Press.
- Pamela D. Winfield. (2013). Icons and Iconoclasm in Japanese Buddhism : Kukai and Dogen on the Art of Enlightenment. Oxford University Press.
- Singh, B. P. (DE-588)123775078, (DE-627)082760195, (DE-576)165035676, aut. (2009). India’s culture the state, the arts, and beyond Balmiki Prasad Singh.
- Альбедиль, М. Ф. Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474442 (дата обращения: 28.08.2023).
- Альбедиль, М. Ф. Религиоведение. Индуизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07305-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474443 (дата обращения: 28.08.2023).
- Вигасин, А. А. История Древнего Востока : учебник для вузов / А. А. Вигасин. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14109-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470446 (дата обращения: 28.08.2023).