Бакалавриат
2022/2023
Социальная история магии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Старун Мария Игоревна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
В данном курсе будет рассматриваться социальная истории магии в широком контексте мировой истории Нового и Новейшего времени. Внимание будет сконцентрировано на актуальных для разных регионов социальных аспектах в истории магии и колдовства. Для их исследования основными понятиями в рамках курса будут пол, сексуальность, раса и этничность. С ростом рационализма и секулярных тенденций именно эти аспекты идентичности становились ключевыми для обвинений в колдовстве/ведьмовстве. Поэтому мы рассмотрим то, как процессы над ведьмами изменили гендерные отношения в европейском обществе; как восприятие неевропейцев было обусловлено рационализирующим мышлением; как магия становилась легальным юридическим аргументом для дискриминации отдельных групп населения; как сами ведьмы и колдуны обходились с новой реальностью в разных регионах планеты; в каких контекстах происходила социальной реабилитация колдунов и ведьм в модерное время. В центре курса будет история этих трансформаций, которые на самом деле не ограничены сферой магии, колдовства и оккультизма, а тотально проникают и изменяют социальные отношения, правовые концепции, способы видения справедливости и властные структуры. Большая часть курса представляет собой семинарские занятия, практически вся литература для занятий представлена на английском языке.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов представлений о потенциальных возможностях методологии социальной истории в области исследования магических практик и представлений различных обществ
- ознакомление студентов с основными понятиями в области истории магии, а также понимание основных социальных процессов, способствующих её трансформациям в новое и новейшее время
Планируемые результаты обучения
- Умение проводить анализ источников с точки зрения социальной, гендерной и легальной истории
- Знание основной литературы по теме, понимание хронологических отличий в магических практиках и производимых ими социальных идентичностях на протяжении нового и новейшего времени
- Понимание характерных для колониальной и постколониальной эпохи глобальных трендов в производстве связанных с магией идентичностей в различных регионах мира
- Формирование представлений о взаимодействии модернизации и отмирании или усилении "магического" в производстве идентичностей, группностей и их протестов
Содержание учебной дисциплины
- Практики средневекового суда над ведьмами и колдунами
- Магия в Восточной Европе Нового и Новейшего времени
- Колонизация и производства "чуждости"
- Гендерный порядок магического мира
- Магия в Новейшее время
Элементы контроля
- контрольная
- активность на семинарах
- финальное эссеФинальное эссе – анализ любого выбранного источника или ряда источников по теме социальной истории магии. Источники (судебные дела, этнографические заметки, фильмы и пр.) нужно согласовать перед написанием эссе.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.3 * контрольная + 0.3 * активность на семинарах + 0.4 * финальное эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "Истинная правда": языки средневекового правосудия, Тогоева, О. И., 2022
- Desperate magic : the moral economy of witchcraft in seventeenth-century Russia, Kivelson, V., 2013
- Magical interpretations, material realities : modernity, witchcraft and the occult in postcolonial Africa, , 2002
- Волшебники, богохульники, еретики в сетях российского сыска XVIII века, Смилянская, Е. Б., 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Anthropology and development : culture, morality and politics in a globalised world, Crewe, E., 2013