• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Семиотика культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов филологов с семиотикой – наукой о знаках - и её основными представителями, теоретиками и практиками (Р. Барт, Тартуская школа семиотики). Курс предлагает введение в проблематику знака и знаковых систем, обсуждая проблемы коннотации и денотации, а также представления об естественном языке в широкой перспективе систем знаковой деятельности. Курс также затрагивает проблемы мимесиса и семиозиса в рамках знаковых систем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам теоретическое понятие о семиотике как этике коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает различные виды знаков и умеет аргументированно обосновать определение знака в осмыслении Соссюра, владеет основной терминологией и теоретическими знаниями.
  • Студент обладает знаниями о соотношениях коммуникации и знаков, студент имеет представление о конструировании знака и способен разотождествить знаки и сигналы, а также знаки индивидуального опыта и институциональные знаки.
  • Студент овладевает представлениями о двойном процессе означивания, а также специфике языкового высказывания в его соотнесённости с художественной функцией. Студент способен сформулировать теоретическое и практическое видение проблемы.
  • Студент получает представление о специфике семиозиса и о системе кодов в повествовательном тексте. Студент овладевает терминологией, требуемой для глубокого теоретического осмысления постулированных проблем знакопорождения.
  • Студент способен осмыслять многоуровневые знаковые конструкции, студент понимает различия между денотацией и коннотацией, а также способен видеть практические импликации в современном мире.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Коммуникация и знаки
  • Конструирование понятия знака
  • Вторичные процессы смыслообразования
  • Естественный язык в системе знаковой деятельности
  • Многокодовая структура культуры и художественного текста
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно в формате собеседования по предложенным вопросам. Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Работа на семинарах + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lotman, I. M., Clark, W., & Grishakova, M. (2009). Culture and Explosion. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=302897
  • Философия. Язык. Культура: Монография / Д.А. Силичев; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 311 с.: 60x88 1/16. - (Научная книга). (обложка) ISBN 978-5-9558-0331-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424190

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Johansen, J. D., & Larsen, S. E. (2002). Signs in Use : An Introduction to Semiotics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=136373
  • Махортова, О. (2010). Семиотика Культуры В Работах Б. Успенского. Аналитика Культурологии, (18). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14478576

Авторы

  • Зенкин Сергей Николаевич
  • Цветкова Екатерина Андреевна