Бакалавриат
2022/2023
Транснациональная литература XX-XXI веков: концепции, тексты, дискурсы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Предметом курса «Транснациональная литература XX-XXI веков:
концепции, тексты, дискурсы» является феномен транснациональности в литературе. Беспрецедентные катаклизмы последнего столетия, связанные с ними массовые миграции и прогрессирующая диаспоризация повлияли и на создание новых моделей литературного письма, отличающегося высокой степенью гибридности. Как тексты, созданные между несколькими национальными традициями, языками и культурными кодами, изменяют привычные представления о национальном каноне? Каковы формулы самоидентификации писателей-билингвов? В какой степени они выполняют роль культуртрегеров между родиной и новой страной проживания? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в компаративистском и междисциплинарном аспекте на материале произведений Владимира Набокова, Гайто Газданова, Георгия Иванова, Ирины Одоевцевой, Ирен Немировски, Давида Гроссмана, Гассана Канафани, Дины Рубиной, Алекса Тарна и др. авторов. Современные подходы к изучению транснациональной литературы будут продемонстрированы с привлечением широкого концептуального материала, включая транснациональную теорию литературы, диаспоральные и постколониальные исследования, работы по билингвальному творчеству и мировой литературе и исследования Холокоста.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с теорией и практикой транснациональной литературы; освоение базового понятийного аппарата, применяющегося при анализе текстов, созданных на пересечении разных культурных и лингвистических традиций, а также геополитических и идеологических дискурсов.
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет пониманием основ транснациональной теорией литературы и способен дискутировать на данную тему.
- Студент владеет пониманием основ постколониальных, диаспоральных и билингвальных подходов к изучению вербального творчества и способен рассуждать на эти темы в устной и письменной форме.
- Студент владеет основным концептуальным лексиконом исследований памяти и «постпамяти» (термин М. Хирш).
- Студент знаком с основными этапами эволюции темы Холокоста в израильской литературе, а также со спецификой преломления этой темы в произведениях арабских и русскоязычных авторов ближневосточного региона, и может проиллюстрировать разные интерпретации Холокоста конкретными литературными примерами.
- Студент знаком с литературой русской диаспоры межвоенных десятилетий и способен ее анализировать в контексте транснационального модернизма.
Содержание учебной дисциплины
- Транснациональная литература: вводное занятие.
- Метрополия как локус анонимности и отчуждения.
- Литература ардеко.
- Холокост в израильской литературе на иврите, арабском и русском языке: кросскультурные и геополитические контексты.
Элементы контроля
- ПрезентацияПрезентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- ЭссеПисьменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 2.5 тыс. слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем либо тема предлагается самими студентом по согласованию с преподавателем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.4 * Аудиторная работа + 0.4 * Эссе + 0.2 * Презентация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Anderson, B. R. O. (2006). Imagined Communities : Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694834
Рекомендуемая дополнительная литература
- Прочтение Набокова : изыскания и материалы, Бабиков, А. А., 2019