• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Формальное представление естественного языка

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Языковые технологии в бизнесе и образовании
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Формальное представление естественного языка» является ознакомление студентов с многообразием формальных подходов к синтаксической и морфологической структуре языка и историей их возникновения; формирование представлений о языковых явлениях, сыгравших ключевую роль в развитии синтаксической и морфологической теории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить студентов с многообразием формальных подходов к синтаксической структуре языка и историей их возникновения
  • сформировать представление о языковых явлениях, сыгравших ключевую роль в развитии синтаксической теории
  • развить у студентов навыков использования современного понятийного аппарата и аргументации в области теоретического синтаксиса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеют аппаратом категориальной грамматики
  • могут предложить функциональную структуру для конкретного предложения
  • могут привести пример языковых данных, лежащих в основе формальных моделей назвать основные свойства и специфику построения синтаксических моделей и т. п.
  • могут сопоставить способы кодирования информации
  • могут сформулировать универсальные задачи, требующие применения формальных методов
  • могут дать исторический обзор основных направлений порождающей грамматики могут предложить структуру составляющих для конкретного предложения
  • могут дать определение валентности и описать типы зависимости могут дать определение проективности могут дать исторический обзор основных направлений порождающей грамматики
  • могут назвать критерии выделения синтаксических единств.
  • могут описать систему представления аргументной структуры
  • могут описать формальные свойства модели HPSG, правила преобразования структур
  • могут отличить вершины от зависимых назвать синтаксические свойства классов аргументов владеют аппаратом грамматики зависимостей могут описать формальные свойства грамматики зависимостей;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику и обзор ключевых понятий
  • Грамматика зависимостей и порождающая грамматика
  • Лексико-функциональная грамматика
  • HPSG и категориальная грамматика
  • Сравнительный анализ формальных теорий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашние задания представляю собой небольшие практические задания, которые выполняются студентами вне аудитории. Невыполненные домашние задания не подлежат пересдаче. При необходимости осуществляется дистанционная поддержка контроля (выдача заданий, проверка работ и др.) с помощью электронных ресурсов филиала.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в письменной форме аудиторно. Работа состоит из десяти вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. При получении результата с десятыми округление до целого числа происходит по правилам математического округления. Контрольная работа подлежит пересдаче в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки. Работа выполняется тридцать минут. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Студент выполняет практическое задание, посвященное разным аспектам дисциплины. На выполнение экзамена у студентов есть 30 минут. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carnie, A. (2012). Syntax : A Generative Introduction (Vol. 3rd ed). Chichester: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531592

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Josef Bayer, & Volker Struckmeier. (2017). Discourse Particles : Formal Approaches to Their Syntax and Semantics. De Gruyter.

Авторы

  • Духанина Алена Владимировна
  • Митрофанова Ольга Александровна