Бакалавриат
2022/2023
Математика и статистика
Статус:
Курс по выбору (Политология и мировая политика)
Направление:
41.03.04. Политология
Кто читает:
Департамент математики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ксенофонтова Вера Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Математика и статистика» являются изучение разделов алгебры, теории вероятностей и математической статистики, позволяющее студенту ориентироваться в прикладных вопросах, требующих использования математического аппарата. Материалы курса могут быть использованы для разработки и применения методов решения задач из многих областей знания, для построения и исследования математических моделей таких задач. Дисциплина является модельным прикладным аппаратом для изучения студентами отделения прикладной политологии математической и статистической компонент своего профессионального образования. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать элементы линейной алгебры и аналитической геометрии, методы дифференцирования и интегрирования, теорию вероятностей и математическую статистику. Уметь применить аппарат линейной алгебры, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики в задачах прогнозирования различных показателей, при построении моделей, решении прикладных задач, использовать методы изучаемых разделов математики в профессиональных задачах, в том числе демографии. Иметь навыки в решении систем линейных уравнений, применения дифференциального и интегрального исчисления, статистической обработки данных, проверки статистических гипотез.
Цель освоения дисциплины
- Овладение методами дифференцирования и интегрирования, элементами линейной алгебры и аналитической геометрии, теорией вероятностей, математической статистики
- Умение применить аппарат математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей, математической статистики в задачах формирования моделей и решении прикладных задач, в задачах прогнозирования социально-экономических показателей.
- Формирование практических навыков в решении систем линейных уравнений, применения дифференциального и интегрального исчисления, статистической обработки данных, проверки статистических гипотез, в решении прикладных задач.
- Изучение разделов математического анализа, высшей алгебры, теории вероятностей и математической статистики, позволяющее студенту ориентироваться в прикладных вопросах, требующих использования математического аппарата
Планируемые результаты обучения
- Вычисляет неопределенные и определенные интегралы.
- Вычисляет пределы числовых последовательностей и функций
- Вычисляет частные производные
- Решает задачи на случайные величины.
- Решает задачи по нахождению вероятностей случайных событий.
- Совершает операции над векторами в координатной форме; решает задачи по аналитической геометрии на плоскости и в пространстве
- Вычисляет производные сложных функций, проводит исследование функций и построение графиков
- Проводит проверку статистически гипотез
- Решает системы уравнений, задачи.
Содержание учебной дисциплины
- Элементы линейной алгебры
- Предел и непрерывность
- Основы дифференциального исчисления. Приложения.
- Основы интегрального исчисления
- Функции нескольких переменных
- Вероятностные пространства
- Проверка статистических гипотез
- Случайные величины. Виды распределений
Элементы контроля
- Аудиторная работа 1Основу работы на семинарах составляет выполнение задаваемых аналитических заданий – точность и полнота ответа, приведение иллюстраций и установление соответствия между общей моделью и конкретным примером; при работе в группах оценивается также вклад студента в групповой результат по таким критериям как его участие в выступлении, участие в дискуссии, помощь выступающему при ответе на дополнительные вопросы. Для проверки выполнения домашних работ, выполняемых студентами в качестве внеаудиторной самостоятельной работы, проводятся небольшие самостоятельные работы (мини-работы). Верные ответы на задания мини-работ в объеме не менее 40% от общего количества заданий являются необходимым уровнем знаний для получения положительной оценки.
- Аудиторная работа 2Основу работы на семинарах составляет выполнение задаваемых аналитических заданий – точность и полнота ответа, приведение иллюстраций и установление соответствия между общей моделью и конкретным примером; при работе в группах оценивается также вклад студента в групповой результат по таким критериям как его участие в выступлении, участие в дискуссии, помощь выступающему при ответе на дополнительные вопросы. Для проверки выполнения домашних работ, выполняемых студентами в качестве внеаудиторной самостоятельной работы, проводятся небольшие самостоятельные работы (мини-работы). Верные ответы на задания мини-работ в объеме не менее 40% от общего количества заданий являются необходимым уровнем знаний для получения положительной оценки.
- Аудиторная работа 3Основу работы на семинарах составляет выполнение задаваемых аналитических заданий – точность и полнота ответа, приведение иллюстраций и установление соответствия между общей моделью и конкретным примером; при работе в группах оценивается также вклад студента в групповой результат по таким критериям как его участие в выступлении, участие в дискуссии, помощь выступающему при ответе на дополнительные вопросы. Для проверки выполнения домашних работ, выполняемых студентами в качестве внеаудиторной самостоятельной работы, проводятся небольшие самостоятельные работы (мини-работы). Верные ответы на задания мини-работ в объеме не менее 40% от общего количества заданий являются необходимым уровнем знаний для получения положительной оценки.
- Контрольная работа 1
- Контрольная работа 2
- ЭкзаменСтудент имеет право зачесть итоговую накопленную оценку в качестве результирующей итоговой, если все контрольные работы написаны на оценку 8, 9 или 10.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.18 * Контрольная работа 2 + 0.18 * Контрольная работа 1 + 0.078 * Аудиторная работа 2 + 0.4 * Экзамен + 0.078 * Аудиторная работа 1 + 0.042 * Аудиторная работа 3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Calculus, Larson, R., 2014
- Elementary algebra, Bracken, L. J., 2014
- Essentials of statistics for the behavioral sciences, Gravetter, F. J., 2014
- Probability & statistics with R for engineers and scientists, Akritas, M. G., 2016
- Вся высшая математика. Т.1: Аналитическая геометрия, векторная алгебра, линейная алгебра, дифференциальное исчисление : учебник, Краснов, М. Л., 2014
- Вся высшая математика. Т.2: Интегральное исчисление, дифференциальное исчисление функций нескольких переменных, дифференциаль... : учебник, Краснов, М. Л., 2014
- Высшая математика : учебник для вузов, Шипачев, В. С., 2017
- Высшая математика для экономического бакалавриата : учебник и практикум, Кремер, Н. Ш., 2015
- Теория вероятностей и математическая статистика для инженерно - технических направлений : учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Энатская, Н. Ю., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Математика для экономического бакалавриата : учебник, Красс, М. С., 2017
- Математический анализ : теория и практика: учебное пособие для вузов, Шипачев, В. С., 2017
- Математический анализ. Ч. 1: ., Ильин, В. А., 2015
- Математический анализ. Ч. 2: ., Ильин, В. А., 2015