Магистратура
2022/2023
Современные методы принятия решений
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (UX-аналитика и проектирование информационных систем)
Направление:
01.04.02. Прикладная математика и информатика
Кто читает:
Департамент информатики
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Суворова Алёна Владимировна
Прогр. обучения:
UX-аналитика и проектирование информационных систем
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на формирование теоретических знаний о математических методах поиска и анализа данных для принятия и реализации решений, включая методы оптимизации, ранжирования, выбора, вероятностного моделирования и обучения с подкреплением. В результате изучения дисциплины у студента будет сформировано представление о математических подходах к разработке и исследованию методов анализа и принятия решений. Для освоения дисциплины необходимы знания языка программирования Python и основ машинного обучения.
Цель освоения дисциплины
- формирование теоретических знаний о математических методах поиска и анализа данных для принятия и реализации решений, включая методы оптимизации, ранжирования, выбора, вероятностного моделирования и обучения с подкреплением
Планируемые результаты обучения
- знает основные понятия теории принятия решения
- использует методы поддержки принятия решений для оценки шансов и выбора оптимальных стратегий
- оценивает качество моделей принятия решений
- строит вероятностные графические модели для поддержки принятия решений
- строит модели ранжирования
- формулирует рекомендации в предметной области по результатам моделирования
Содержание учебной дисциплины
- Введение, основные понятия теории принятия решений
- Выбор и ранжирование
- Вероятностные графические модели
- Обучение с подкреплением
Элементы контроля
- УпражненияУпражнения из асинхронных материалов и во время синхронных практических занятий
- Домашнее задание: ранжированиеНа предоставленных преподавателем данных построить модель ранжирования любым алгоритмом, описать выбранный алгоритм и оценить качество ранжирования. Написать отчет о модели, включающий краткое описание алгоритма; построенную модель; оценку качества модели (NDCG/MAP/...); пример ранжирования для примера из тестовой выборки.
- ЭкзаменРабота представляет собой тест с закрытыми и открытыми вопросами (теоретическими и практическими). Тест может содержать от 15 до 25 вопросов, покрывающих рассмотренные на занятиях темы.
- Домашнее задание: байесовские сетиСтруктурированное эссе по возможностям применения вероятностных графических моделей с частичным повторением результатов с помощью симуляции. Необходимо найти любую статью про применение байесовских сетей (не про разработку алгоритмов, а именно про применение в какой-то задаче) и написать короткий отчет с указанием выбранной статьи, описанием задачи, которую решали авторы, и того, каким образом в этой статье построена структура. После этого необходимо повторить (полностью или частично) сеть из статьи и привести примеры вывода по ней
- ПроектПроектирование системы с функциональностью для автоматизированного принятия решений с использованием методов, изученных в курсе. Проект может выполняться индивидуально или в группах до трех человек, объединных общей идеей, но с индивидуальной реализацией методов
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.3 * Проект + 0.1 * Домашнее задание: ранжирование + 0.2 * Упражнения + 0.2 * Экзамен + 0.2 * Домашнее задание: байесовские сети
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Corrigan, R. (2008). Back to the future: digital decision making. Information & Communications Technology Law, 17(3), 199–220. https://doi.org/10.1080/13600830802473006
- Murphy, K. P. (2012). Machine Learning : A Probabilistic Perspective. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480968
Рекомендуемая дополнительная литература
- Højsgaard, S., Lauritzen, S. L., & Edwards, D. (2012). Graphical Models with R. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=534901
- Wiering, M., & Otterlo, M. van. (2012). Reinforcement Learning : State-of-the-Art. Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=537744