• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Языки мира

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса студенты знакомятся с типологическими портретами отдельных языковых семей и ареалов, знакомятся с языковым разнообразием на материале языков, данные которых редко фигурируют в программах основных профильных дисциплин и формируют навыки работы с типологическими лингвистическими ресурсами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-филологов с генеалогической классификацией языков мира и с основными принципами ареальной лингвистики, формирование у слушателей представлений о типологических подходах к описанию пространства типологических возможностей и к объяснению распределения типологических признаков по языкам мира.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен подготовить и прочитать доклад с использованием презентации и/или раздаточного материала
  • Студент имеет представление о наиболее крупных языковых семьях мира, об ареально-типологической характеристике всех обитаемых континентов
  • Студент имеет представление об основных параметрах типологической вариативности, владеет навыками пользования типологическими лингвистическими ресурсами
  • Студент имеет опыт работы с грамматическими описаниями отдельных языков, грамматика которых существенным образом отличается от русского и хорошо описанных языков Европы
  • Студент обладает способность встраивать конкретноязыковое описание в контекст типологических противопоставлений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обзор языков мира.
  • Уральские языки.
  • “Алтайские” языки.
  • Афразийские языки.
  • Языки Кавказа
  • Языки Африки к югу от Сахары
  • “Палеоазиатские” языки
  • Языки Новой Гвинеи
  • Языки Австралии
  • Языки Северной Америки
  • Языки Южной Америки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад 1
    Доклад должен занимать приблизительно 10-12 минут. Студент сопровождает устный доклад презентацией и/или раздаточным материалом. Включение в доклад дополнительной нерелевантной информации интерпретируется как непонимание студентом поставленной задачи и не приводит к повышению оценки за доклад.
  • неблокирующий Доклад 2
    Доклад должен занимать приблизительно 10-12 минут. Студент сопровождает устный доклад презентацией и/или раздаточным материалом. Включение в доклад дополнительной нерелевантной информации интерпретируется как непонимание студентом поставленной задачи и не приводит к повышению оценки за доклад.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.5 * Доклад 2 + 0.5 * Доклад 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Язык и культура в эпоху глобализации [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам второй международной научной конференции 'Язык и культура в эпоху глобализации', 26 марта 2015 года : в 2 частях. Ч. 1. - СПб : Издательство СПбГЭУ, 2015. - 318 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535329
  • Язык и культура в эпоху глобализации [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам второй международной научной конференции 'Язык и культура в эпоху глобализации', 26 марта 2015 года : в 2 частях. Ч. 2. - СПб : Издательство СПбГЭУ, 2015. - 293 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535330

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Katzner, K. (2002). The Languages of the World (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=74841

Авторы

  • Цветкова Екатерина Андреевна