Бакалавриат
2022/2023
Языки мира
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе курса студенты знакомятся с типологическими портретами отдельных языковых семей и ареалов, знакомятся с языковым разнообразием на материале языков, данные которых редко фигурируют в программах основных профильных дисциплин и формируют навыки работы с типологическими лингвистическими ресурсами.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов-филологов с генеалогической классификацией языков мира и с основными принципами ареальной лингвистики, формирование у слушателей представлений о типологических подходах к описанию пространства типологических возможностей и к объяснению распределения типологических признаков по языкам мира.
Планируемые результаты обучения
- Студент способен подготовить и прочитать доклад с использованием презентации и/или раздаточного материала
- Студент имеет представление о наиболее крупных языковых семьях мира, об ареально-типологической характеристике всех обитаемых континентов
- Студент имеет представление об основных параметрах типологической вариативности, владеет навыками пользования типологическими лингвистическими ресурсами
- Студент имеет опыт работы с грамматическими описаниями отдельных языков, грамматика которых существенным образом отличается от русского и хорошо описанных языков Европы
- Студент обладает способность встраивать конкретноязыковое описание в контекст типологических противопоставлений
Содержание учебной дисциплины
- Обзор языков мира.
- Уральские языки.
- “Алтайские” языки.
- Афразийские языки.
- Языки Кавказа
- Языки Африки к югу от Сахары
- “Палеоазиатские” языки
- Языки Новой Гвинеи
- Языки Австралии
- Языки Северной Америки
- Языки Южной Америки
Элементы контроля
- Доклад 1Доклад должен занимать приблизительно 10-12 минут. Студент сопровождает устный доклад презентацией и/или раздаточным материалом. Включение в доклад дополнительной нерелевантной информации интерпретируется как непонимание студентом поставленной задачи и не приводит к повышению оценки за доклад.
- Доклад 2Доклад должен занимать приблизительно 10-12 минут. Студент сопровождает устный доклад презентацией и/или раздаточным материалом. Включение в доклад дополнительной нерелевантной информации интерпретируется как непонимание студентом поставленной задачи и не приводит к повышению оценки за доклад.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Язык и культура в эпоху глобализации [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам второй международной научной конференции 'Язык и культура в эпоху глобализации', 26 марта 2015 года : в 2 частях. Ч. 1. - СПб : Издательство СПбГЭУ, 2015. - 318 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535329
- Язык и культура в эпоху глобализации [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам второй международной научной конференции 'Язык и культура в эпоху глобализации', 26 марта 2015 года : в 2 частях. Ч. 2. - СПб : Издательство СПбГЭУ, 2015. - 293 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535330
Рекомендуемая дополнительная литература
- Katzner, K. (2002). The Languages of the World (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=74841