Бакалавриат
2022/2023
Введение в философию языка
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Рогонян Гаррис Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данного курса студенты получат возможность узнать, почему именно внимание к языку доминирует в гуманитарных науках с начала XX века и до настоящего времени. Речь в курсе пойдет о таких философских понятиях, как значение и референция языковых выражений, условия истинности, пропозициональные установки, перформативы, интерпретация, возможные миры, индексикалы, метафора, речевые акты и т.д. Студенты познакомятся с идеями не только признанных классиков философии языка (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Дж. Остин, У. В. О. Куайн и др.), но и современных философов (Х. Патнем, Д. Льюис, С. Крипке, Д. Дэвидсон, М. Даммит, Д. Каплан, Р. Брэндом и др.). Особое внимание в курсе будет уделено проблеме фикционального дискурса (т.е. онтологическому статусу литературных произведений и референции вымышленных имен). Кроме того, в курсе будет рассмотрена и относительно новая для современной философии языка проблема – значение прозвищ и оскорблений, которые сложно объяснить с помощью теории речевых актов. Наконец, в курсе будет рассмотрена проблема контекстуальной зависимости коммуникации между людьми (что изменяется, а что остается неизменным в наших высказываниях в самых разных контекстах). Благодаря этому курсу студенты овладеют новыми инструментами анализа, которые они смогут применить в области лингвистики и филологии.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает о различных способах применения семантической концепции истины, знает о том, что такое композициональность и рекурсивность, умеет применять паратактический подход к анализу пропозициональных установок, может сформулировать основную суть метода радикальной интерпретации.
- Студент знает о том, как связаны между собой каузальная теория рефренции и семантический экстернализм, может сформулировать основную суть парадокса следования правилу и его возможных разрешений, разбирается в основных положениях семантики возможных миров, а также знаком с применением теории индексикалов.
- Студент знает об основных идеях в философии языка Г. Фреге и Б. Рассела, а также о проблемах и возражениях, с которыми они столкнулись.
- Студент знает об основных принципах наивной семантики, знает об основных положениях формальной логики (единичные термины, предикаты, суждения и т.д.), может сформулировать различие между когнитивным и экспрессивным значением.
- Студент знает об основных различиях между двумя версиями теории речевых актов, умеет применять понятия импликатуры и квазисемантических высказываний. Студент знаком с основными философскими теориями метафоры.
- Студент имеет общее представление о дискуссии между контекстуализмом и минимализмом в современной философии языка, о различных решениях проблемы вымышленных объектов, а также об особом функционировании прозвищ и оскорблений в языке.
- Студент имеет общее представление о раннем периоде в философии языка Л. Витгенштейна, а также об основных идеях представителей Венского кружка. Студент имеет представление об основных идеях позднего периода в философии Л. Витгенштейна (понятие языковых игр, следования правилу, форм жизни и др.).
- Студент может сформулировать основные положения критической установки У. Куайна по отношению к классической семантике, а также основную суть концепций радикального перевода и онтологической относительности.
Содержание учебной дисциплины
- ЛОГИКА И НАИВНАЯ СЕМАНТИКА
- КЛАССИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА
- СЕМАНТИКА БЕЗ ТЕОРИИ
- ПРАГМАТИКА
- НАТУРАЛИЗОВАННАЯ СЕМАНТИКА (У. Куайн)
- НАТУРАЛИЗОВАННАЯ СЕМАНТИКА (Д. Дэвидсон)
- ИНТЕНСИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА И ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ
- НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.15 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Зачет
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fennell, J. (2019). A Critical Introduction to the Philosophy of Language : Central Themes From Locke to Wittgenstein. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2031304
- Lycan, W. G. (2019). Philosophy of Language : A Contemporary Introduction (Vol. Third edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1878843
- Логика и логическая семантика, Фреге, Г., 2015
- Макеева Л. Б. - Язык, онтология и реализм - 978-5-7598-0802-2 - Москва: ВШЭ - 2011 - 340636 - https://ibooks.ru/bookshelf/340636/reading - iBOOKS
- Язык, онтология и реализм, Макеева, Л.Б., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hale, B., & Wright, C. (2000). A Companion to the Philosophy of Language. John Wiley and Sons, Inc.
- McGinn, C. (2015). Philosophy of Language : The Classics Explained. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=956432
- Miller, A. (2018). Philosophy of Language (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1693064
- Russell, G., & Fara, D. G. (2011). Routledge Companion to Philosophy of Language. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=479847
- Sourcebook in the History of Philosophy of Language. Ed. by Margaret Cameron, Benjamin Hill, Robert J. Staintons. Springer: Cham.