Бакалавриат
2022/2023
История политико-правовых учений
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Юриспруденция)
Направление:
40.03.01. Юриспруденция
Где читается:
Юридический факультет (Санкт-Петербург)
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Антонов Михаил Валерьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Основной целью курса «История политических и правовых учений» является формирование у студента умения прослеживать взаимосвязь представлений о государстве и праве с развитием правовых институтов, экономических и культурных институтов общества, уровнем понимания людьми окружающей действительности. Данная дисциплина позволяет на конкретных примерах интеллектуальных конструкций разных эпох добиться лучшего понимания взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования. Важную роль история политических и правовых учений играет в плане понимания и объяснения споров о праве, о границах государственного регулирования, о перспективах развития обществ и правовых институтов обществ, о слабых и сильных местах правовых и политических идеологий. Тем самым, эта дисциплина представляет собой научную базу для актуальных разработок в сфере теоретического правоведения. Практика критического сопоставления политико-правовых доктрин даст будущему юристу возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях, даст толчок для развития критического и аргументативного мышления.
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) знать:
- основные тенденции развития политических и правовых учений в истории человечества;
- смысл и основные положения пройденных политико-правовых доктрин, теорий, концепций;
- основные направления влияния наиболее значимых политико-правовых доктрин на формирование юридических и политических институтов своего времени;
- социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие представления людей о праве и государстве;
- базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные исторические категории правовой мысли;
- основные принципы исследования исторической эволюции правовых понятий;
2) уметь:
- прослеживать взаимосвязь отдельных правовых доктрин с существующими в настоящее время представлениями о праве и государстве;
- анализировать политико-правовые идеологии, их связь с потребностями времени, логику их движения в общей канве общественного развития;
- определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу политико-правовых доктрин;
- владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании истории мировой правовой мысли;
В результате освоения дисциплины студент осваивает компетенции:
Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат).
Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам:
- Теория государства и права;
- Конституционное право;
- Административное право;
- Гражданское право;
- Уголовное право.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
- Финансовое право;
- Методология и методы исследования в праве
Цель освоения дисциплины
- формирование у студента умения прослеживать взаимосвязь представлений о государстве и праве с развитием правовых институтов, экономических и культурных институтов общества, уровнем понимания людьми окружающей действительности.
- добиться лучшего понимания взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
- возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях, развить критического и аргументативного мышления.
Планируемые результаты обучения
- Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древней Греции.
- Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древнем Риме.
- Cтудент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Средневековье.
- Cтудент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в континентальной Европе эпохи Возрождения и Реформации.
- Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли во Франции эпохи Просвещения.
- Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Англии эпохи Просвещения.
- Студент понимает особенности формирования либеральной и консервативной идеологий в XIX веке.
- Студент понимает особенности формирования методологических основ современных представлений о праве.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Политические и правовые учения в Древней Греции
- Тема 2. Политические и правовые учения в Древнем Риме
- Тема 3. Политико-правовые учения раннего христианства и Средневековья
- Тема 4. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации в континентальной Европе
- Тема 5. Политико-правовые учения Англии эпохи Просвещения
- Тема 6. Политико-правовые учения Франции эпохи Просвещения
- Тема 7. Конфликт либеральной и консервативной идеологий в странах Европы в XIX в.
- Тема 8. Формирование методологических основ современных представлений о праве
Элементы контроля
- ЭкзаменВ рамках экзамена студент должен ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается.
- Проект (проектная работа)Проект (проектная работа) является формой самостоятельного изучения научной литературы и навыков научно-исследовательской работы студентом. Целью проекта является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления и методами сравнительно-правового анализа, способностью корректно сравнивать политико-правовые построения различных мыслителей, раскрывать их методологический и идеологический подтекст. Проект предполагает проведение сравнительного анализа идей двух различных представителей политико-правовой мысли на тот или иной вопрос (проблему). Поиск такого вопроса (проблемы), выбор мыслителей, чьи идеи будут сравниваться, установление сравнимости и критериев для сравнения, точное название проекта являются частью исследовательского проекта. Тематика выполняемого проекта (выбранные для сравнения институты) утверждаются преподавателем по предложению студента. Выполнение проекта заключается в написании отчета по результатам сравнения и презентации этого отчета. По объему содержание отчета не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). В отчете должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу на русском и на иностранном языке. Отчет должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Презентация отчета предполагает подготовку слайдов в программе Power Point или другой соответствующей программе и выступление с презентацией перед студентами и преподавателем. Презентация проводится во время семинарских заданий. Количество слайдов в презентации – не более 10. На выступление с презентацией отводится не более 10 минут, к которым добавляется время на обсуждение презентации в формате вопросов и ответов. Время, отведенное на вопросы и ответы, определяется преподавателем применительно к каждой презентации с учетом интереса аудитории к презентации и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Оценка за проект выставляется преподавателем по результатам оценки как письменного отчета, так и его устной презентации. За каждый из компонентов задания по проекту – письменный отчет и устная презентация – выставляется оценка по 5-бальной системе.
- Работа на семинарских занятиях. Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модульО дисциплина = k1 х О проект + О р/с + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,2 к 2 = 0,7 О проект – баллы, полученные за проект - (максимум – 10 баллов), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 1 балл), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов).
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений : учебное пособие для вузов / И. Ф. Мачин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 459 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03061-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468368 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Нерсесянц В. С. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 704 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/966403
- Коркунов, Н. М. История философии права / Н. М. Коркунов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 508 с. — ISBN 978-5-507-37519-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/37022 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Михайлов, А. М. Философия права: классический юснатурализм и историческая школа юристов : учебное пособие для вузов / А. М. Михайлов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 595 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08935-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474849 (дата обращения: 28.08.2023).
- Чичерин, Б. Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира : учебное пособие для вузов / Б. Н. Чичерин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09379-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471412 (дата обращения: 28.08.2023).