Бакалавриат
2022/2023
Организационное поведение
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра иностранных языков (Пермь)
Где читается:
Факультет менеджмента (Пермь)
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина ориентирована на формирование у студентов навыков реализации конструктивного и эффективного организационного поведение через понимание особенностей групповой, индивидуальной работы, специфики организации как социально-культурного феномена, освоение системы базовых понятий, изучение методов и приёмов лидерства и управления как деятельностью предприятия, так и персоналом. Полученные при прохождении курса знания студенты могут использовать в рамках практической деятельности на управленческих позициях среднего начально и высшего звена.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов системного видения о законах и закономерностях функционирования и развития организаций, процессах их трансформации, а также формирование всестороннего представления о специфических особенностях управленческой деятельности. Настоящая дисциплина относится к Профессиональному циклу (Major). Пререквизитов нет. Формат изучения дисциплины: без использования онлайн-курса.
- Подготовка студентов к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской в области управления в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре
Планируемые результаты обучения
- В результате изучения темы, студенты должны понимать динамику групповых процессов и наиболее эффективную ролевую модель на каждом этапе группового строительства, а также базовые характеристики группового взаимодействия
- В результате изучения этой темы студент должен знать элементы дисциплины "Организационное поведение", типы поведения людей в организации, стереотипы "человека работающего" и сегменты организационного поведения, а также современные тенденции в экосреде организации
- Студент должен хорошо ориентироваться в особенностях моделей организационного поведения, четко видеть разницу поведения управляемого и управляющего персонала в каждой из них
- Студенты должны знать теоретические основы поведения людей в организации, ориентироваться в типологии Майерс-Бригс, базовых психологических состояниях и ценностно-установочной структуре личности
- Студенты должны знать алгоритм осуществления организационных изменений, понимать источники сопротивления изменениям и методы их преодоления. Студенты должны ориентироваться в стадиях организационного развития и кризисов, связанных с ним
- Студенты должны знать разницу между мотивацией и стимулированием, ориентироваться в мотивационных классах, типах и понимать особенности стратегии формирования системы вознаграждения при доминировании определенного мотивационного профиля
- Студенты должны знать типы коммуникаций, понимать особенности восходящих, нисходящих и горизонтальных коммуникаций, ориентироваться в барьерах и уметь применять приёмы для их преодоления
- Студенты должны иметь представление о феномене организационной культуры, понимать ее значимость для эффективной деятельности предприятия, знать ее структуру, типы и классификацию. Студенты должны понимать особенность управления данным организационным конструктом. Обучающиеся должны видеть взаимосвязь национальной и корпоративной культуры, знать типологию национальных культур Г. Ховстеде
- Студенты должны ориентироваться в особенностях научающихся организаций, понимать их отличие от других типов организаций, знать характерные черты организационных процессов, проходящих в данного типа организациях
- Студенты должны понимать источники власти и процессы ее реализации, идентифицировать процессы политического поведения руководителей и персонала, типы управления, а также понимать и уметь применять правила иерархии в организации. Студенты должны знать стадии приятия управленческих решений, этапы, модели и типы контроля реализации управленческих решений
Содержание учебной дисциплины
- Базовые понятия и категории организационного поведения
- Модели организационного поведения
- Личность в организации
- Группы в организации
- Лидерство и руководство в организации
- Индивидуальное и организационное научение
- Организационная культура
- Мотивация и стимулирование персонала
- Коммуникации в организации
- Управление изменением и развитие организации
Элементы контроля
- Эссе "Типология сотрудников в организации"\ФильмАльтернативным вариантом выполнения данного элемента промежуточной аттестации по дисциплине является съемка фильма. Подробное описание задание представлено в системе Smart LMS.
- Тест по темам, вынесенным на самостоятельное изучениеПисьменный тест со множественным выбором по темам, вынесенным на самостоятельное изучение. Время выполнения – 30 минут
- Аудиторная работа на семинарах
- Экзаменационный тестЭкзаменационный тест состоит из 15 вопросов разного формата: тестов с одним и множественным выбором, бинарных тестов, вопросов на связи, содержательных таблиц, определений и визуализации явлений, а также заданий других видов.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.4 * Экзаменационный тест + 0.2 * Тест по темам, вынесенным на самостоятельное изучение + 0.2 * Аудиторная работа на семинарах + 0.2 * Эссе "Типология сотрудников в организации"\Фильм
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в организационное поведение и организационное моделирование : учеб. пособие, Кочеткова А.И., Академия нар. хоз-ва, 2011
- Менеджмент: организационное поведение : учеб. пособие, Молл Е.Г., 2000
- Организационное поведение : конспект лекций, Спивак В.А., 2011
- Организационное поведение : учебник : пер. с англ., Лютенс Ф., 1999
- Организационное поведение : учебник, Резник С.Д., 2009
- Организационное поведение : учебник, Шермерорн Дж., Хант Дж., 2004
- Организационное поведение и организационное моделирование. Ч.1: Основы, сущность и модели : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Кочеткова А.И., Кочетков П.Н., 2017
- Организационное поведение и организационное моделирование. Ч.2: Психологические механизмы : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Кочеткова А.И., Кочетков П.Н., 2017
- Организационное поведение и организационное моделирование. Ч.3: Комплексные методы адаптивного организационного поведения : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Кочеткова А.И., Кочетков П.Н., 2017
- Организационное поведение и управление персоналом : учеб. пособие, Спивак В.А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Деловая коммуникация в профессиональной деятельности : учеб. пособие, Панфилова А.Н., 2001
- Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для бакалавров, Спивак В.А., Санкт-Петерб. гос. эконом. ун-т (СПбГЭУ), 2014
- Команда победителей. Лидерство в стиле Свена-Йорана Эрикссона, Биркиншоу Дж., Крейнер С., 2005
- Креативность. Коммуникация и культурные ценности, Негус К., Пиккеринг М., 2011
- Лидерство : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Селезнева Е.В., Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ(РАНХиГС), 2017
- Лидерство без границ : пер. с англ., Хесселбейн Ф., Голдсмит М., 2001
- Лидерство Мацуситы. Уроки выдающегося предпринимателя XX века : пер. с англ., Коттер Д.П., 2004
- Лидерство. Практикум : учеб. пособие для академич. бакалавриата, Спивак В.А., Санкт-Петерб. гос. эконом. ун-т (СПбГЭУ), 2017
- Межкультурная коммуникация в информационном обществе : учеб. пособие, Таратухина, Ю.В., Цыганова, Л.А., 2012
- Модульная программа для менеджеров. Модуль 9: Лидерство и практические навыки менеджера, Филонович С.Р., 2000
- Мотивация и личность : пер. с англ., Маслоу А., 2012
- Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Лобанова Т.Н., НИУ ВШЭ, 2017
- Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г., 2016
- Мотивация на 100%. А где же у него кнопка?, Иванова С.В., 2005
- Мотивация поведения : биологические, когнитивные и социальные аспекты, Фрэнкин Р., 2003
- Мотивация, стимулирование и оплата труда : учеб. пособие, Герчиков В.И., НИУ ВШЭ, 2004
- Организационная коммуникация. Структуры и практики : пер. с англ., Мюллер А., Кизер А., 2005
- Организационная культура и лидерство : учебник : пер. с англ., Шейн Э.Х., 2013
- Организационная культура и лидерство : учебник, Шейн Э.Х., Ковалева Т.Ю., 2012
- Организационная культура компании : учеб. пособие, Соломанидина Т.О., 2013
- Организационное поведение : от теории к практике, Гринберг Д., Бэйрон Р., 2004
- Организационное поведение : учеб. пособие, Смирнова В.Г., 2007
- Организационное поведение : учебник, Оксинойд К.Э., 2017
- Организационное поведение. Новые направления теории : учеб. пособие, Петросян Д.С., Фаткина Н.Л., 2016
- Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте : пер. с англ., Ньюстром Дж.В., Дэвис К., 2000
- Организационное поведение. Практикум. : учеб. пособие, Латфуллин Г.Р., 2006
- Организационное развитие : теория и практика, Щербина В.В., Попова Е.П., 2011
- Секреты мотивации, или Мотивация без секретов, Магура М.И., Курбатова М.Б., 2007
- Социальная психология группы. Процессы, решения, действия : пер. с англ., Бэрон Р., Керр Н., 2003
- Социальная психология малой группы : учеб. пособие, Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 2001
- Социология управления : от группы к команде : учеб. пособие, Галкина Т.П., 2004
- Теории личности : пер. с англ., Холл К.С., Линдсей Г., 2000
- Управление организационной культурой предприятия : монография, Исопескуль О.Ю., 2012
- Управленческие дискурсы организационной культуры : монография, Исопескуль О.Ю., НИУ ВШЭ-Пермь, 2014
- Язык и межкультурная коммуникация, Тер-Минасова С.Г., 2000