2022/2023
Документальный кинематограф: границы реального
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Фёдорова Анастасия Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
Кинематограф является одним из символов модернизации и несет в себе богатый материал для исследований в различных областях гуманитарного знания. Особый интерес представляет вопрос взаимодействия кинематографа с реальностью. Наш вводный курс посвящен развитию документального кинематографа, позиционирующего себя как наиболее правдивый, достоверный способ взаимодействия с миром. Истоки современного телерепортажа мы находим в раннем неигровом кинематографе, зародившемся в эпоху братьев Люмьер и эволюционировавшем в условиях технологического прогресса (освоение звука, усовершенствование кинокамеры, появление цифровых технологий). Не менее важным было тесное взаимодействие документального кино с политическими задачами и культурно-историческим бэкграундом (мобилизация кинематографа в военное время, распространение идей феминизма, оправдание колониальной политики и т. д.). Знакомство с творчеством и теоретическим наследием ведущих документалистов мира (Флаэрти, Вертов, Рифеншталь, Камэи, Вайзман, Хара, Моррис, др.) укажет на стилистические и жанровые особенности этого вида кино, поможет раскрыть экономическую базу его производства и дистрибуции, научит критически воспринимать попытки воссоздания реальности в кино. Курс строится на уходе от европоцентричной модели мира и знакомит с культурным многообразием современной документалистики, дает студентам практические навыки аналитической работы с кинотекстом.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение базовых знаний об истории развития неигрового кинематографа, его стилистических и жанровых особенностях, специфике производства и зрительского восприятия, а также методах изучения в академической среде.
- Развитие навыков критического восприятия аудиовизуального материала.
- Освоение терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы с использованием документальных киноисточников.
Планируемые результаты обучения
- Знает исторические предпосылки возникновения документального движения "синема-верите", может перечислить стилистические особенности фильмов этой направленности.
- Знает особенности развития современной кинопублицистики. Демонстрирует навыки критического восприятия документального видеоматериала.
- Используя конкретные примеры из фильмов, может пояснить принцип заимствования документальной стилистики в игровом кино. Понимает сложности, которые возникают при обращении к данной творческой модели.
- Может объяснить принцип противопоставления кинематографа братьев Люмьер кинематографу Д.Мельеса, понимает сильные и слабые стороны этого академического подхода.
- Понимает важность работ Р.Флаэрти и Д.Вертова для развития неигрового кинематографа.
- Понимает специфику употребления терминов: хроника, культурфильм, травелог, компиляционный фильм, неигровое кино, художественно-документальный фильм, др.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие экранного «документа».
- Родоначальники «жанра»: киноавангард и документальная антропология.
- Хроника и документальный кинематограф в годы всеобщей мобилизации.
- Cinéma vérité: поиски нового киноязыка послевоенными документалистами.
- Документальная эстетика в игровом кино.
- Экранная публицистика. Влияние телевидения и анимации.
Элементы контроля
- Письменный экзамен
- ПрезентацияПрезентация на тему урока
- Эссе
- Семинарская активностьУчастие в семинарских дискуссиях
- ТестыТесты по содержанию лекций
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.3 * Письменный экзамен + 0.3 * Семинарская активность + 0.05 * Тесты + 0.2 * Презентация + 0.15 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Barry Keith Grant, Jeannette Sloniowski, Documenting the Documentary : Close Readings of Documentary Film and Video (Wayne State University Press, 2013).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Barry Keith Grant, Jim Hillier, and British Film Institute Staff, 100 Documentary Films (BFI Publishing, 2009).