• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Документальный кинематограф: границы реального

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Кинематограф является одним из символов модернизации и несет в себе богатый материал для исследований в различных областях гуманитарного знания. Особый интерес представляет вопрос взаимодействия кинематографа с реальностью. Наш вводный курс посвящен развитию документального кинематографа, позиционирующего себя как наиболее правдивый, достоверный способ взаимодействия с миром. Истоки современного телерепортажа мы находим в раннем неигровом кинематографе, зародившемся в эпоху братьев Люмьер и эволюционировавшем в условиях технологического прогресса (освоение звука, усовершенствование кинокамеры, появление цифровых технологий). Не менее важным было тесное взаимодействие документального кино с политическими задачами и культурно-историческим бэкграундом (мобилизация кинематографа в военное время, распространение идей феминизма, оправдание колониальной политики и т. д.). Знакомство с творчеством и теоретическим наследием ведущих документалистов мира (Флаэрти, Вертов, Рифеншталь, Камэи, Вайзман, Хара, Моррис, др.) укажет на стилистические и жанровые особенности этого вида кино, поможет раскрыть экономическую базу его производства и дистрибуции, научит критически воспринимать попытки воссоздания реальности в кино. Курс строится на уходе от европоцентричной модели мира и знакомит с культурным многообразием современной документалистики, дает студентам практические навыки аналитической работы с кинотекстом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение базовых знаний об истории развития неигрового кинематографа, его стилистических и жанровых особенностях, специфике производства и зрительского восприятия, а также методах изучения в академической среде.
  • Развитие навыков критического восприятия аудиовизуального материала.
  • Освоение терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы с использованием документальных киноисточников.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает исторические предпосылки возникновения документального движения "синема-верите", может перечислить стилистические особенности фильмов этой направленности.
  • Знает особенности развития современной кинопублицистики. Демонстрирует навыки критического восприятия документального видеоматериала.
  • Используя конкретные примеры из фильмов, может пояснить принцип заимствования документальной стилистики в игровом кино. Понимает сложности, которые возникают при обращении к данной творческой модели.
  • Может объяснить принцип противопоставления кинематографа братьев Люмьер кинематографу Д.Мельеса, понимает сильные и слабые стороны этого академического подхода.
  • Понимает важность работ Р.Флаэрти и Д.Вертова для развития неигрового кинематографа.
  • Понимает специфику употребления терминов: хроника, культурфильм, травелог, компиляционный фильм, неигровое кино, художественно-документальный фильм, др.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие экранного «документа».
  • Родоначальники «жанра»: киноавангард и документальная антропология.
  • Хроника и документальный кинематограф в годы всеобщей мобилизации.
  • Cinéma vérité: поиски нового киноязыка послевоенными документалистами.
  • Документальная эстетика в игровом кино.
  • Экранная публицистика. Влияние телевидения и анимации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Презентация
    Презентация на тему урока
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Семинарская активность
    Участие в семинарских дискуссиях
  • неблокирующий Тесты
    Тесты по содержанию лекций
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.3 * Письменный экзамен + 0.3 * Семинарская активность + 0.05 * Тесты + 0.2 * Презентация + 0.15 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Barry Keith Grant, Jeannette Sloniowski, Documenting the Documentary : Close Readings of Documentary Film and Video (Wayne State University Press, 2013).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Barry Keith Grant, Jim Hillier, and British Film Institute Staff, 100 Documentary Films (BFI Publishing, 2009).

Авторы

  • Фёдорова Анастасия Александровна