2022/2023
Методология и методы исследований в социологии
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс нацелен на развитие у студентов социологического мышления: анализа, оценки и выделения проблематики публичной и деловой сфер социальной деятельности; на выработку осознанного понимания методологии количественного социологического исследования; а также на формирование умения грамотно оперировать элементами количественного социологического исследования при создании собственной программы исследования по выбранным студентами темам.
Цель освоения дисциплины
- познакомить с основными истоками, теоретическими основаниями и понятиями качественной исследовательской традиции, сфомировать представление об основах визуальных исследований, основных подходах к формированию инструментария, сбору, обработке, хранению и анализу данных, а также представлению результатов исследования
- изучить основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ в русле смежных дисциплин, развивающих качественные методы сбора и анализа данных
- обозначить перспективу акционистских, коллаборативных и партисипаторных исследований
- сформировать и углубить навыки построения программы социологического исследования в духе качественной методологии, фокусируясь на проблематике публичной сферы и социальных коммуникаций
- Целями освоения дисциплины «Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований» являются:
- - заложить основы понимания роли эмпирического социологического исследования в процессе решения научно-исследовательских задач, а также анализа, оценки (диагностики) ситуации в деловой и публичных сферах общественной жизни, прогноза ее развития и разработки проекта по преодолению сложившихся проблем в этой сфере, мониторинга и контроля за его реализацией;
- - сформировать способности проблемно-исследовательского и проблемно- практического осмысления социальной реальности, глубокого понимания причин, факторов, порождающих конкретные проблемы в деловой и публичной сферах общественной жизни, на основе применения фундаментальных знаний в области социологии и смежных наук;
- - выработать способности разработки теоретико-методологических основ эмпирического социологического исследования, прежде всего, выявление и обоснование проблемы исследования, описание основных внутренних и внешних связей объекта исследований, выдвижение его гипотез с учетом особенностей научно-исследовательской и аналитико-экспертной видов деятельности;
- - сформировать логические способности операционализации основных понятий, разработки системы индикаторов, применение навыков подготовки инструментария, проведения количественного социологического исследования по проблемам публичной сферы, социальной организации бизнеса, организационной культуры и т.д.;
- - познакомить с методологией подготовки, проведения и анализа результатов эмпирического исследования публичной сферы и социально-гуманитарных проблем развития бизнес-организаций, прежде всего реализующих количественную методологию на примере известных крупных исследовательских проектов, в том числе проведение под руководством автора курса.
Планируемые результаты обучения
- − владеет способом составления структурированной и корректно оформленной библиографии для разработки исследовательской темы
- − владеет умениями в сфере качественных исследований, позволяющими продолжать обучение в значительной мере самостоятельно и автономно, с опорой на принципы социальной ответственности
- − дает концептуальное определения ключевых понятий, применяемых в качественной методологии, владеет понятийным аппаратом визуальных исследований, оперирует теоретическими категориями курса, осознавая их истоки и направления развития, предмет и задачи качественных исследовани
- − дает операциональное определение ключевых понятий собственной темы, формулирует цель и задачи исследования в русле качественной методологии
- − дает оценку потенциалу и ограничениям качественных методов
- − демонстрирует результаты обработки и интерпретации полученных данных с использованием презентационного оборудования
- − имеет четкое представление об основных этапах развития качественных исследований публичной сферы, основных теоретико-методологических направления и авторов ключевых работ по качественным исследованиям
- − интерпретирует и оценивает эмпирические данные исследований в терминах современной социологической теории и научных подходов к изучению публичной сферы и социальных коммуникаций, в том числе с использованием гендерного анализа
- − использует приемы конструктивного диалога и критической дискуссии по подходам и результатам качественных исследований в области публичной сферы и социальных коммуникаций на коллоквиумах
- − критически оценивает и интерпретирует приемы подготовки и проведения эмпирического исследования и выводы коллег
- − ориентируется в современных направлениях и предметном поле качественной социологии, самостоятельно осваивает новые подходы, соотносит тенденции развития качественных исследований с социокультурным контекстом развития науки, искусства и гражданского общества
- − осознает прикладную значимость качественных исследований, использует материалы исследований на практике
- − понимает особенности качественных данных и качественных исследований в сравнении с количественными
- − применяет навыки проведения самостоятельных исследований и интерпретации их результатов
- − применяет новейший опыт, современные информационные технологии при подготовке письменных работ и творческих проектов, научной дискуссии
- − применяет полученные знания и навыки при написании курсовой работы или магистерской диссертации, вносит собственный ориги- нальный вклад в развитие дисциплины «Качественные исследования публичной сферы и социальных ком- муникаций», применяет творческие приемы диссеминации результатов исследования в публичной сфере
- − применяет риторические стратегии и работает в рамках конвенций этнографического письма, проводит связи и различия жанров этнографического письма
- − распознает этические коллизии и демонстрирует навыки самоопределения в рамках исследовательского контекста
- − рефлексирует этические дилеммы в полевой и аналитической работе социолога
- − руководствуется в исследовательской деятельности знаниями об этике исследователя
Содержание учебной дисциплины
- Стратегии исследований публичной сферы и социальных коммуникаций в качественной методологии
- Теория и методология качественных исследований публичной сферы и социальных коммуникаций
- Интерпретация данных
- Этика и валидность качественного исследования
- Этнографическое письмо. Презентации результатов исследования
- Аннотация
- Целями освоения дисциплины «Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований» являются:
- В результате освоения дисциплины студент должен:
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Тема 1. Эмпирическое социологическое исследование: роль и функции в развитии науки и практики
- Тема 2. Теоретическое и эмпирическое в социальном знании. Проблема социального факта
- Тема 3. Теоретико-гипотетические основы эмпирического социологического исследования
- Тема 4. Методы социологических исследований. Взаимосвязь и иерархия типов социологических исследований
- Тема 5. Инструментарий массового количественного социологического исследования
- Тема 6. Планирование и проведение количественного социологического исследования. Основы анализа полученных данных
- ОЦЕНИВАНИЕ
- ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
- РЕСУРСЫ
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Программное обеспечение
- Профессиональные базы данных, информационные справочные системы, интернет-ресурсы (электронные образовательные ресурсы)
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ
Элементы контроля
- Проведение мета-анализа1. Исследовательский вопрос (проблема). 2. Выборка (по каким критериям, какие конструкты, время исследований, база данных). 3. Fixed effect или random effects – обоснование. 4. Excel файл с кодированием и расчётами. 5. Представление и обсуждение полученных результатов.
- Тестирование инструментария посредством когнитивных интервью.Структура: 1. Abstract (ключевые результаты) 2. Экспертная оценка 3. Результаты когнитивных интервью: • Длительность анкеты • Порядок вопросов и блоков вопросов • Инструкции • Знание, память • Формулировка вопросов • Формулировка ответов 4. Результаты когнитивных интервью: проблемы по каждому вопросу (question by question review) 5. Рекомендации (порядок вопросов; навигация; далее – отдельно по вопросам). 6. В идеале – приложить исправленную анкету с выделенными изменениями. 7. В приложении: описание респондентов (соц-дем, кто брал интервью, сколько длилось интервью)
- Активность
- Посещение
- Финальный тест
- Проект программы и инструментария исследования по согласованной схеме
- Проект диссертационного исследования
- Презентация
- Работа на семинарах
- Написание и защита итогового эссе
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.5 * Написание и защита итогового эссе + 0.2 * Презентация + 0.3 * Работа на семинарах
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Финальный тест + 0.7 * 2022/2023 учебный год 1 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
- Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
- Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс, А., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Riviera, D. (2010). Picture This: A Review of Doing Visual Ethnography: Images, Media, and Representation in Research by Sarah Pink. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DF35A737