• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Функциональные модели в естественном языке

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: английский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Course Syllabus

Abstract

The objectives of mastering the discipline "Functional models in natural language" are to familiarize with the current state of research in the field of functional and cognitive linguistics; deepening knowledge about language as a communication tool and about the place of language in the space of human cognitive abilities; the study of current approaches to the description of semantics, the structure of discourse, the mechanisms of generation and perception of speech, gestures and facial expressions, the mechanisms of language acquisition; formation of ideas about the possibilities of applying the basic ideas of functional and cognitive linguistics in language modeling and the construction of computer linguistic systems.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Ознакомить с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики;
  • Сформировать представлений о языке как объекте научного исследования и знакомство с навыками научного анализа лингвистических данных;
  • Углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека;
  • Изучить актуальные подходы к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка;
  • Сформировать представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем;
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Владеют научными методами анализа языковых данных
  • Имеют представления о возможностях функционального и когнитивного подходов в описании различных уровней языка и коммуникации
  • Имеют представления о разнообразии языковых средств и коммуникативных стратегий в конкретном языке и их распространении в языках мира
  • Разбираются в литературе по соответствующей теме
  • Владеют научными методами анализа языковых данных
  • Выявляют в языковых данных релевантные факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу
  • Знают основные идеи и понятия функциональной и когнитивной лингвистики
Course Contents

Course Contents

  • Введение
  • Информационная структура
  • Пространство и дейксис
  • Универсалии. Грамматикализация
  • Прототипы и экземпляры. Радиальная структура значения
  • Метафора и метонимия. Блендинг
  • Грамматика конструкций
  • Усвоение языка (М. Томаселло, Э. Домбровска)
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Домашнее задание
    В качестве домашнего задания студенты получают специальные вопросы и список литературы, на базе которых должен строиться их ответ. Получение оценки за обсуждение на семинаре предполагает чтение литературы, рекомендованной к занятию; участие в обсуждении прочитанного; ответы на предоставленные преподавателем вопросы по литературе; составление собственных вопросов для обсуждения на занятии по прочитанной литературе. На каждом семинарском занятии студенты получают возможность высказывать свое мнение.
  • non-blocking Презентация
    Презентация предполагает 20 мин. презентацию статьи по одной из тем курса. Презентация должна содержать изложение основных идей статьи, конструктивную критику статьи, вопросы для обсуждения с аудиторией. Презентация может быть подготовлена индивидуально или в парах (в последнем случае, статья должна быть большего объёма и/или содержать несколько экспериментов/анализов).
  • blocking Экзамен
    Экзамен представляет собой обсуждение подготовленного заранее индивидуального письменного проекта. Проект предполагает написание 4—6 страничных тезисов (например, в формате конференции CogSci). Проект должен содержать краткий обзор литературы по теме; тестируемую гипотезу; собранный материал или описание необходимого для тестирования гипотезы материала; методы и результаты или предполагаемые методы и результаты исследования; интерпретацию результатов или намеченные дальнейшие пути исследования. Проект должен демонстрировать освоение студентом терминологии и методов функциональной лингвистики. Прокторинг не требуется.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2022/2023 2nd module
    0.5 * Экзамен + 0.25 * Презентация + 0.25 * Домашнее задание
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Cuyckens, H., & Geeraerts, D. (2007). The Oxford Handbook of Cognitive Linguistics. OUP Premium.

Recommended Additional Bibliography

  • Маслова В.А. - Введение в когнитивную лингвистику - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-89349-748-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84598
  • Песина, С. А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка : учебное пособие / С. А. Песина. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 158 с. — ISBN 978-5-9765-1786-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125374 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Authors

  • KOPOTEV MIKHAIL VYACHESLAVOVICH
  • DUKHANINA ALENA VLADIMIROVNA