• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Конкурентоспособность российских компаний и отраслей

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения курса студент должен: - Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний; - Уметь применять эти знания для решения практических задач; - Иметь представление об основных методологических подходах к определению конкурентоспособности экономики, отраслей и отдельных компаний; - Обладать навыками оценки конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний; выявления факторов конкурентоспособности. - Владеть • методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; • навыками самостоятельной исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В курсе рассматриваются внутренние и внешние факторы конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний как с позиции теории, так и с привлечением эмпирических данных по России. Большое внимание уделяется анализу кейсов из российской антимонопольной практики, поскольку эффективные конкурентные стратегии компаний зачастую вступают в противоречие с нормами закона "О защите конкуренции". Слушатели данного курса должны ознакомиться с макро- и микроэкономическими теоретическими подходами к объяснению конкурентоспособности компаний и отраслей, овладеть основными методологическими подходами, использующимися в прикладных исследованиях конкурентоспособности, приобрести навыки работы с макро- и микроэкономическими данными, в том числе, полученными в ходе опросов предприятий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ограничения, накладываемые антимонопольным законодательством на бизнес-практику компаний, ориентированную на повышение конкурентоспособности
  • Знает основные внешние и внутренние факторы конкурентоспособности фирм
  • Знает систему критериев и способен на основе статистической информации провести сравнительный анализ конкурентоспособности экономик
  • Знаком с основными положениями теории торговли как теоретической базы для оценки международной конкурентоспособности отраслей
  • Имеет представление о содержании дисциплины и основных понятиях
  • Способен провести сравнительную оценку конкурентоспособности компаний с применением рассмотренных в рамках курса подходов
  • Способен сделать вывод о конкурентоспособности российских отраслей на основе статистических данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Конкурентоспособность экономики
  • Конкурентоспособность отраслей: теоретические подходы
  • Международная конкурентоспособность ключевых отраслей российской экономики
  • Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности фирм
  • Внутренние факторы конкурентоспособности фирм: теория и методы оценки
  • Конкурентные стратегии фирм отрасли и антимонопольное регулирование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Домашнее задание + 0.2 * Активность + 0.4 * Контрольная работа + 0.1 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 8930 - М.Портер - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - 9785961443363 - Alpina - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8930

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Международная экономика : теория и политика, учебник, пер. с англ. под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова, 799 с., Кругман, П. Р., Обстфельд, М., 1997

Авторы

  • Голованова Светлана Викторовна