2022/2023
Конкурентоспособность российских компаний и отраслей
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Когда читается:
3 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Голованова Светлана Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В результате изучения курса студент должен: - Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний; - Уметь применять эти знания для решения практических задач; - Иметь представление об основных методологических подходах к определению конкурентоспособности экономики, отраслей и отдельных компаний; - Обладать навыками оценки конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний; выявления факторов конкурентоспособности. - Владеть • методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; • навыками самостоятельной исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины
- В курсе рассматриваются внутренние и внешние факторы конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний как с позиции теории, так и с привлечением эмпирических данных по России. Большое внимание уделяется анализу кейсов из российской антимонопольной практики, поскольку эффективные конкурентные стратегии компаний зачастую вступают в противоречие с нормами закона "О защите конкуренции". Слушатели данного курса должны ознакомиться с макро- и микроэкономическими теоретическими подходами к объяснению конкурентоспособности компаний и отраслей, овладеть основными методологическими подходами, использующимися в прикладных исследованиях конкурентоспособности, приобрести навыки работы с макро- и микроэкономическими данными, в том числе, полученными в ходе опросов предприятий.
Планируемые результаты обучения
- Знает ограничения, накладываемые антимонопольным законодательством на бизнес-практику компаний, ориентированную на повышение конкурентоспособности
- Знает основные внешние и внутренние факторы конкурентоспособности фирм
- Знает систему критериев и способен на основе статистической информации провести сравнительный анализ конкурентоспособности экономик
- Знаком с основными положениями теории торговли как теоретической базы для оценки международной конкурентоспособности отраслей
- Имеет представление о содержании дисциплины и основных понятиях
- Способен провести сравнительную оценку конкурентоспособности компаний с применением рассмотренных в рамках курса подходов
- Способен сделать вывод о конкурентоспособности российских отраслей на основе статистических данных
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Конкурентоспособность экономики
- Конкурентоспособность отраслей: теоретические подходы
- Международная конкурентоспособность ключевых отраслей российской экономики
- Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности фирм
- Внутренние факторы конкурентоспособности фирм: теория и методы оценки
- Конкурентные стратегии фирм отрасли и антимонопольное регулирование
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.3 * Домашнее задание + 0.2 * Активность + 0.4 * Контрольная работа + 0.1 * Презентация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 8930 - М.Портер - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - 9785961443363 - Alpina - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
Рекомендуемая дополнительная литература
- Международная экономика : теория и политика, учебник, пер. с англ. под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова, 799 с., Кругман, П. Р., Обстфельд, М., 1997