• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Возникновение «мировой литературы»: русский романтизм и его европейские контексты

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Возникновение «мировой литературы»: русский романтизм и его европейские контексты» предназначен для ознакомления слушателей с историей апроприации романтических доктрин в русской культуре и развития у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии
  • Повышение уровня филологической компетенции
  • Дать навыки применения теоретических знаний к анализу литературных текстов, в которых романтическая проблематика нашла наиболее яркое отражение
  • Сформировать у студентов навык близкого чтения текстов и фрагментов текстов повышенной сложности
  • Помочь студентам в составлении аргументированных текстов среднего размера (эссе), основанных исключительно на собственных наблюдениях, и таким образом привить студентам навык самостоятельно размышлять на темы, относящиеся к разным областям гуманитарного знания (филология и искусствоведение)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистранты анализируют политическую ориентацию романтического творчества; понимают влияние французской революции на романтическое искусство; характеризуют культуру и произведения тайных обществ в России: декабристов и любомудров.
  • Магистранты владеют ключевыми концепции романтического национализма и понимают, почему идея мировой литературы осуществилась именно в эпоху романтизма. Магистранты анализируют формы всемирно-исторического самосознания в русской публицистике и художественной литературе.
  • Магистранты владеют ключевыми концепциями романтической философии искусства; распознают философские истоки концепций прекрасного в романтическом творчестве; характеризуют различные системы мироздания, созданные романтическим воображением.
  • Магистранты понимают общие философские основы романтического сознания; владеют исторической перспективой на ранние романтические кружки и основополагающие полемики в Европе и России; распознают различные структуры субъективности, воображенные в европейских и русских элегиях.
  • Магистранты распознают различные дискурсивные стратегии романтизма; понимают ключевую концепцию романтической иронии; анализируют различные формы театральности в произведениях и повседневной жизни романтиков.
  • Магистранты схватывают ключевое типологическое различие между «наивной» и рефлектирующей поэзией; анализируют, как образ «другого» способствовал европейскому самосознанию; понимают важность империалистического контекста для развития романтизма в Европе и России.
  • Магистранты владеют методами типологического анализа романтических героев; излагают историю демонической тематики; знают истоки байронической персоны и анализируют байронизм Пушкина и Лермонтова. Магистранты понимают важную роль женщин в развитии романтической культуры и критически анализируют проблемы женской личности в романтическом творчестве.
  • Магистранты оценивают роль готики и эстетики «жуткого» в романтическом творчестве; анализируют «Русские ночи» как кульминацию и многосложный самоанализ романтизма; прослеживают плавную концептуальную эволюцию от романтизма к реализму.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы романтического сознания. Романтическая субъективность.
  • Рефлексия. Поиски «другого». Экзотика. Империализм.
  • Дискурсы романтизма. Романтическая ирония. Театральность.
  • Романтические герои. Романтический демонизм. Женщины романтизма..
  • Романтический национализм и мировая литература.
  • Философская эстетика и культ прекрасного.
  • Политика романтизма. Революционный романтизм. Тайные общества.
  • Кризис романтического сознания и стремление к «действительности».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой написанный в свободной форме текст, посвященный анализу кино в контексте развития отечественной литературы. Это может быть анализ экранизации интересующего студента литературного произведения или анализ проявления в кино каких-либо мотивов, проявляющихся в литературе выбранного периода. Тему эссе студент выбирает самостоятельно. Объем эссе – 10-12 тыс. знаков.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой собеседование по вопросам, которые тематически связаны с содержанием курса и с вопросами, обсуждавшимися в ходе курса. Экзаменационные вопросы заранее известны студенту. Экзамен проводится по билетам, в билете 2 вопроса, из указанных. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Во время подготовки к ответу по билету студенту не разрешается пользоваться никакими источниками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.4 * Аудиторная работа + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leighton, L. G. (1975). Russian Romanticism : 2 Essays. The Hague: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=555113

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Larisa Volpert. (1991). Творческая игра и французская литература. К проблеме становления психологизма Пушкина. Cahiers Du Monde Russe et Soviétique, 32(2), 197–208. https://doi.org/10.3406/cmr.1991.2274
  • ВИРОЛАЙНЕН МАРИЯ НАУМОВНА. (2015). Русский романтизм в проекции на европейскую романтическую литературу. Мир Русского Слова, 4.
  • Дубровская Светлана Анатольевна. (2017). Карнавальный контекст литературного поведения членов общества «Арзамас». TSNS “Interaktiv plus.”
  • Литвиненко Нинель Анисимовна. (n.d.). Романтизм В Литературе: О Некоторых Подходах К Изучению Литературных Взаимодействий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fromantizm-v-literature-o-nekotoryh-podhodah-k-izucheniyu-literaturnyh-vzaimodeystviy
  • МИХЕД ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Гоголь и Мериме: «<3аметки о Мериме>» в контексте духовно-эстетических исканий 1840-х гг. Имагология и Компаративистика, (2 (4)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16447892

Авторы

  • Гаспаров Борис Борис
  • Зенкин Сергей Николаевич
  • Школьников Вадим Вадим
  • Цветкова Екатерина Андреевна