2022/2023
Стартап-школа НИУ ВШЭ
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
1, 2 модуль
Онлайн-часы:
8
Охват аудитории:
для всех
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Общеуниверситетский факультативный курс «Стартап-школа ВШЭ» - программа, направленная на развитие предпринимательских компетенций и построение стартап-проектов с нуля.
Факультатив «Стартап-школа НИУ ВШЭ» является практико-ориентированным учебным курсом, созданным Кафедрой Менеджмента Инноваций совместно с Бизнес-инкубатором ВШЭ, в рамках которого: студенты знакомятся и работают с реальными кейсами, для них проводятся серии мастер-классов и встречи с состоявшимися предпри-нимателями, создателями известных стартапов и др. В рамках факультатива осуществля-ется трекинг проектов слушателей, возникших как в процессе обучения, так и до записи на факультатив. Курс призван развивать у студентов компетенции по поиску идей, по разработке бизнес-моделей, создания прототипа (MVP), тестирования спроса и анализа потребительского поведения, поиску источников финансирования и выведения продукта на рынок. Факультатив дает базовые теоретические знания и углубленные практические навыки, необходимые для создания собственного бизнеса (стартапа). По окончании фа-культатива, студенты имеют возможность развивать свои проекты в рамках программы инкубации Бизнес-инкубатора ВШЭ, где продолжится работа с трекерами и экспертами, слушатели факультатива автоматически становятся участниками HSE Startup Community. Проекты, показавшие наилучшие результаты в рамках факультатива станут участниками акселерационной программы Бизнес-инкубатора ВШЭ.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса "Стартап-школа НИУ ВШЭ" - дать понимание начинающему предпринимателю о том, как развивать идею, и какими должны быть первые шаги на этом пути.
Планируемые результаты обучения
- владеть навыками: - формирования гипотез по работе с бизнес-идеей, - применения методологии lean startup для развития бизнеса, - оценки потенциала бизнес-идей, - проведения «проблемных» интервью с потенциальными клиентами. Для изучения дисциплины пререквизиты и постреквизиты отсутствуют.
- Знать: - основные способы генерации, поиска и критерии выбора идей для бизнеса, - стадии развития стартапа, - основные методы и практики работы со стартап-проектами, - принципы формирования и мотивации команды, распределения долей в стартапе, - основные бизнес-метрики стартапа, - основные подходы к оценке рынка, - основные подходы к разработке MVP и его тестированию, - способы инвестиционной оценки стартап-проектов
- Уметь: - определять приоритеты в задачах по проработке бизнес-проекта на основании дан-ных и действовать в соответствии с ними, - определять ресурсы, которые будут необходимы для развития бизнеса, - рассчитывать ключевые метрики стартапа, - выявлять клиентские сегменты, - считать воронку продаж, - понимать базовые механизмы рынка венчурного финансирования.
- уметь: - разрабатывать и генерировать идеи путем изучения социального, культурного и экономического контекста и трендов, - самостоятельно собирать и анализировать данные по рынку бизнес-проекта, - на основе собранных данных оценивать конкурентоспособность и потенциал про-дукта, а также целесообразность реализации, -выявлять целевую аудиторию и ее потребности, - проводить исследование целевой аудитории, - проектировать прототип или MVP на основе обратной связи от клиентов.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в стартап. Генерация идей.
- Тема 2. Команда
- Тема 3. Целевая аудитория. Клиентский сегмент.
- Тема 4. Бизнес-модель. Ценностное предложение.
- Тема 5. Методология. Бережливый стартап
- Тема 6. Юнит-экономика
- Тема 7. Рынок
- Тема 8. MVP
- Тема 9. Маркетинг и продажи. Модели монетизации.
- Тема 10. Инвестиции
Элементы контроля
- Текущая работаТекущая работа (в виде выполнения домашних заданий и прохождения тестов). В качестве домашнего задания выступает заполненная бизнес модель Lean Canvas, адаптированная под стартапы и представленная в презентации.
- Предварительная защита (презентация для инвесторов)Слушателями (индивидуально или в стартап команде) должна быть подготовлена презентация проекта на 10-12 слайдов и питч продолжительностью 5-7 минут. За-щита устно на Zoom платформе. Презентации по темам готовятся и сдаются в письменном виде. Срок сдачи — 1-2 модуль. Презентация для инвесторов готовится и сдается в письменном виде. Срок сдачи — 2 модуль.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модульВ курсе предусмотрены задания на самопроверку, игры, тесты, не входящие в оценку. Способ округления результирующей оценки — арифметический, округление в пользу студента. Все квалификационные оценки нормируются согласно 10-балльной шкалы, отрез-ки которой соответствуют следующим результатам прохождения дисциплины: От 0 до 3 баллов – «неудовлетворительно», от 4 до 5 баллов - «удовлетворительно», от 6 до 7 баллов - «хорошо», от 8 до 10 баллов – «отлично».
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 10753 - К. Кристенсен - Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании - 9785961444568 - Alpina - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/10753
- Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис; Пер. с англ. А. Стативки. - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 253 с.: 70x100 1/16 (Переплёт,с/о) ISBN 978-5-9614-5401-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768886
- От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее: Учебное пособие / Тиль П., Мастерс Б., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 192 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-4839-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915848
Рекомендуемая дополнительная литература
- 5948 - А.Остервальдер - Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители - 9785961441109 - Alpina - Альпина Паблишер - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/5948
- Мур Д. - Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-537-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62351