2022/2023
Теория отраслевых рынков
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Практико-ориентированные магистерские программы факультета экономических наук
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Юсупова Гюзель Фатеховна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
12
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен факторам, влияющим на размер компаний и структуру рынка. Почему на одних рынках преобладают малые компании, а на другом крупные? Продавцы принимают решения стратегически, однако их стимулы в свою очередь зависят от структуры рынка и от предшествующих решений. Как разделить между зоной предопределенных и свободных решений? Например, сговор как модель ценового поведения – предопределен структурой рынка или служит результатом свободного волеизъявления?
Способны ли укоренившиеся на рынке продавцы препятствовать входу новичков, защищая свою рыночную долю и свою прибыль? Каковы лучшие способы предотвращения ценовых сговоров продавцов? Нужно ли (или по крайней мере желательно) запрещать или ограничивать слияния между крупными продавцами? Есть ли необходимость для государственной политики налагать ограничения на условия договоров между производителем и дистрибьютором? Как в этих условиях должна быть организована государственная политика (применение антимонопольных запретов и регулирование)? На эти и другие вопросы мы и будем искать ответы.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с основными подходами к анализу конкурентных стратегий продавцов и конкурентной политики.
Планируемые результаты обучения
- Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы показатели концентрации рынков и интерпретировать их значения
- Анализирует данные отечественной и зарубежной статистики для характеристики состояния и проблем развития конкуренции на конкретном рынке
- Выделять факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
- Иллюстрирует навыки подготовки и представления аргументов для оценки соответствия бизнес-практик продавцов требованиям действующего антимонопольного законодательства
Содержание учебной дисциплины
- Экономические концепции фирмы
- Монополия и регулирование
- Монополия
- Вертикальные ограничения.
- Рыночная структура и рыночная власть
- Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынках олигополии
- Ценовая конкуренция в долгосрочном периоде и молчаливый сговор
- Вход и ограничения входа
- Исследования, разработки и патентная защита
- Стратегия фирмы: сетевые эффекты и платформы.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.2 * работа на вебинарах + 0.3 * контрольная работа + 0.2 * проект + 0.3 * тесты
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Tirole, J. (1988). The Theory of Industrial Organization. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=11386
Рекомендуемая дополнительная литература
- Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова, Г. Ф., 2012