2022/2023
Молодежные исследования: субкультуры, солидарности, поколения и молодежная политика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса разбираются основные теоретические подходы к ключевым концепциям, вовлеченным в молодежные исследования и молодежную политику: субкультурный, постсубкультурный подходы, поколения, социальная политика, биовласть, гражданство, социальное государство, youth at risk, уязвимая молодежь. Дисциплина состоит из двух содержательных блоков: «Молодежные исследования» и «Молодежная политика»
Цель освоения дисциплины
- Целью данного курса является овладение студентами знаниями о современной повестке молодежных исследований, теоретических и методологических подходах к анализу поколений, солидарностей, молодежных движений и субкультур, а также обсуждение концепций социальной и молодежной политики, анализ работы с молодежью в России и разработка рекомендаций для практиков.
Планируемые результаты обучения
- Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теоретическими подходами.
- Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теориями в рамках структурного подхода и постмодернистского прочтения молодежного вопроса
- Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теориями в рамках субкультурного и постсубкультурного подходов
- Знает, как проводить исследование и представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования.
- Понимает специфику изучаемых подходов. Способен применить теоретический аппарат к анализу эмпирического опыта.
- Понимает специфику молодежных исследования, знаком с методами исследования и рисками работы в молодежном поле
- Умеет представлять результаты исследования для академической аудитории
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Исследования молодежи в западном академическом дискурсе. «Молодежный вопрос» в российской социологии
- Тема 2. Изучение молодежной повседневности: жизненно-стилевые стратегии в условиях глобализации и индивидуализации.
- Тема 3. Молодежные (суб)культуры, движения, сцены, солидарности
- Тема 4. Гендерные режимы, сексуальности и телесность молодежных культурных сцен
- Тема 5. Социолог в поле с молодежью
- Тема 6. Этика в исследованиях молодежи
- Тема 7. Презентация результатов исследования молодежи
- Тема 8. Теоретическое обсуждение основных концепций социальной политики и молодежной политики
- Тема 9. Анализ опыта молодежной политики в международном контексте
- Тема 10. Анализ молодежной политики в России
Элементы контроля
- ЭссеВыбрать любой рассмотренный подход (или несколько) к исследованию молодежных сцен, субкультур, солидарностей; Проанализировать его: применимость подхода в современных социологических исследованиях (pros and contras; критика подхода другими исследователями + свое мнение), объяснить свою точку зрения Объем – до 2000 слов.
- Эссе на отдельную тему, например: роль музыки в молодежных культурах и т.д.Эссе на отдельную тему, например: роль музыки в молодежных культурах; новейшие молодежные субкультуры – источники и принадлежность; имидж молодости – визуальные образы; особенности потребительских трендов и пр.
- Исследовательский проект "Молодежная компания"Итоговый проект 3 модуля: провести исследование любой молодежной компании (компания друзей, однокурсников, "тусовка" и т.д.).
- Посещение и участие в работах на семинарах 3 модуль
- Аудиторная работа 4 модульАктивность магистранта на семинаре (вопросы, обсуждение, развитие идей). Оценка выставляется за каждый семинар. Итоговая оценка представляет собой среднее.
- Домашнее задание (№3 и №4)
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модульОценки за 3 модуль: ДЗ1*02 + ДЗ2*0,2 + Исследовательский проект*0,3+Посещение3_модуль*0,3 Оценки за 4 модуль: Аудиторная работа4_модуль*0,6 + ДЗ3*0,2 + ДЗ4*02 Оценка за курс: Итоговая оценка за 3 модуль*0,5 + Итоговая оценка за 4 модуль*0,5
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gorur, R., & Te Riele, K. (2015). Interrogating Conceptions of “vulnerable Youth” in Theory, Policy and Practice. Rotterdam: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057258
- Современные социологические теории, Ритцер, Дж., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Carpenter, S., & Mojab, S. (2017). Youth As/in Crisis : Young People, Public Policy, and the Politics of Learning. Rotterdam: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1584313
- Denzin, N. K. (2008). Studies in Symbolic Interaction (Vol. 1st ed). Bingley: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512807
- DeWalt, K. M., & DeWalt, B. R. (2011). Participant Observation : A Guide for Fieldworkers (Vol. Second edition). Lanham, Maryland: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481988
- Wyn, J., & Cahill, H. (Eds.). (2015). Handbook of children and youth studies. Springer Singapore. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2103/10.1007/978-981-4451-15-4
- Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600