2022/2023
Глобальные изменения, кризисы и катастрофы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Замолодчиков Дмитрий Геннадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
При изучении дисциплины студенты значительно расширят свои представления о процессах, протекающих в живой природе. Курс поможет разобраться в наиболее существенных процессах и воздействиях, ведущих к изменениям и кризисам в современной биосфере. Вы узнаете, что такое экосистема, как экосистемы взаимодействую между собой, что может нарушить их равновесие и привести к изменениям, кризисам или глобальным катастрофам.
В рамках изучения дисциплины студенты познакомятся с историей глобальных катастроф за предшествующие миллиарды лет существования биосферы и научатся понимать причины возникновения кризисных явлений в современной биосфере. Благодаря этим знаниям станет понятно, почему одни меры по предотвращению кризисных ситуаций в глобальной биосфере работают, а другие нет.
После изучения курса Вы сможете оценивать последствия прямых и косвенных антропогенных воздействий на состояние природных территорий (ландшафтов), биоразнообразия и природных ресурсов. Понимать, почему природно-технические системы, образующиеся в результате человеческой деятельности, оказывают существенное влияние на их состояние и как знания механизмов управления экосистемами помогут в реализации решений по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий.
Цель освоения дисциплины
- получение фундаментальных знаний о современных антропогенных изменениях ключевых биогеохимических циклов, степени преобразования территорий, исчерпания природных ресурсов, сокращении биоразнообразия, глобальном изменении климата
- формирование представления о причинах кризисных явлений в современной биосфере, а также об истории катастроф за предшествующие миллиарды лет существования биосферы
- ознакомление с действующими и потенциальными мерами предотвращения кризисных ситуаций в глобальной биосфере, в частности, конвенциями ООН об изменении климата, сохранении озонового слоя, сохранении биоразнообразия и другими программами
Планируемые результаты обучения
- анализирует связи между различными формами антропогенной деятельности и современными модификациями биогеохимических циклов; прослеживает последствия прямых и косвенных антропогенных воздействий на состояние природных зон, биоразнообразия, биологических ресурсов; оценивает степень правдоподобности алармических концепций в отношении будущего взаимодействия техногенной цивилизации и биосферы; объясняет причины глобальных катастроф, имевших место за время существования биосферы
Содержание учебной дисциплины
- Природные и антропогенные факторы изменения биосферы в прошлом и в современности
Элементы контроля
- ТестТекущий контроль на занятиях ведется в форме оценки ответов студентов на предлагаемые им тесты по изучаемым темам и источникам. Тесты проводятся непосредственно на лекционных занятиях в письменной форме. В каждом тесте по 5 вопросов. На экране проектора демонстрируется вопрос и возможные варианты ответов в числе 4. Студенты выбирают ответ и записывают его номер. После демонстрации всех вопросов студенты отдают листки ответов преподавателю. После этого преподаватель показывает правильные ответы на тест.
- ЭкзаменУстная часть экзамена представляет собой устную беседу с преподавателем на основе плана учебной дисциплины и списка примерных вопросов. Студенту будет задано 2 вопроса.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Embleton-Hamann, C., Spencer, T., & Slaymaker, O. (2009). Geomorphology and Global Environmental Change. Cambridge University Press.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кочуров, Б. И., Окружающая среда в меняющемся мире : учебное пособие / Б. И. Кочуров, ; под ред. В. А. Горбанева. — Москва : КноРус, 2022. — 272 с. — ISBN 978-5-406-09204-0. — URL: https://book.ru/book/942538 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.