• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Здоровье и смертность: современные тенденции и их исследования

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Впечатляющий рост продолжительности жизни – пожалуй, самое главное достижение современной цивилизации. Он изменил «расписание» жизни людей и социальные институты, придал особую актуальность вопросу о том, каково соотношение относительного здоровья и болезни на «дополнительном» отрезке жизни все более долгоживущего населения. В предлагаемом курсе рассматриваются тенденции смертности и здоровья населения, их факторы и социальные и демографические последствия, теоретические и практические подходы к их изучению. Курс отчасти носит прикладной характер. В нем рассматривается, как эффективно использовать имеющиеся базы данных по смертности и здоровью населения, анализировать массивы данных средствами Excel, в том числе применять методы обработки и анализа данных о смертности и здоровье, реализованные в готовых решениях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование целостного представления о долговременных и современных тенденциях смертности, их социальных последствиях, взаимосвязи между здоровьем и смертностью населения и формирующих их факторах; практическое освоение методов измерения и анализа смертности и здоровья, подход к анализу социального неравенства, основ прогноза показателей смертности и здоровья.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые идеи разработки сценариев изменения показателей здоровья населения и понимает, как их применять на практике
  • Знает классификацию подходов к построению прогнозов смертности и может привести примеры.
  • Знает методологию прогноза смертности по странам мира ООН.
  • Знает основные гипотезы о механизме связи условий ранней фазы жизни со здоровьем и смертностью взрослых.
  • Знает основные концепции, объясняющие социальные различия в смертности.
  • Знает основы построения разных типов проспективных индикаторов старения.
  • Знает современные варианты теории эпидемиологического перехода.
  • Знает составляющие определения здоровья, основные подходы к их измерению.
  • Знает, какие показатели позволяют визуализировать когортный эффект.
  • Имеет представление об основных факторах роста расходов на здравоохранение и место среди них старения населения и увеличения длительности жизни.
  • Может построить и проинтерпретировать кривую Лоренца на основе таблиц смертности.
  • Понимает суть и способен изложить идею модели Ли-Картера..
  • Понимает, почему ожидаемая продолжительность жизни условного поколения не вполне точно отражает «текущие условия смертности», знает достоинства и недостатки предлагаемых альтернативных индикаторов.
  • Способен на основе эмпирического анализа исторических трендов показателей смертности провести периодизацию эпидемиологического перехода в той или иной стране.
  • Способен рассчитать декомпозицию показателей межиндивидуальных различий в длительности жизни по возрасту и причинам смерти.
  • Умеет аргументировано изложить взгляд на эволюцию смертности в России как на особый случай эпидемиологического перехода.
  • Умеет правильно интерпретировать тенденции старения в двух измерениях возраста.
  • Умеет рассчитать ожидаемую продолжительность здоровой жизни и провести декомпозицию ее изменений.
  • Знает современные варианты теории эпидемиологического перехода.
  • Понимает структуру младенческой смертности и ее тенденции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 Здоровье и смертность: источники данных, измерение, анализ и тенденции
  • Тема 2. Эволюции смертности в процессе эпидемиологического перехода
  • Тема 3. Дифференциация смертности
  • Тема 4.. Оси вариации смертности: возраст, период, поколение
  • Тема 5. Пределы роста продолжительности жизни и прогнозы смертности
  • Тема 6. Последствия тенденций смертности и здоровья
  • Тема 7. Россия – особый случай эпидемиологического перехода
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Тест
    небольшие тесты-летучки в начале занятия по пройденному материалу
  • неблокирующий Домашняя работа
    Работа на лекциях и семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Проект + 0.1 * Тест + 0.1 * Домашняя работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демографическая модернизация России, 1900-2000, Вишневский, А. Г., 2006

Авторы

  • Васин Сергей Алексеевич
  • Юмагузин Валерий Валерьевич